Проект «Ямал СПГ» – пример успешной международной кооперации РФ с европейскими государствами. Ямал СПГ. Русские научились сжижать газ сами

«Ямал СПГ», подконтрольный НОВАТЭКу, начал производство сжиженного природного газа на первой очереди своего завода. Общая мощность завода превысит 16,5 млн т СПГ в год, а стоимость проекта составила $27 млрд

Строительство первой линии завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» в поселке Сабетта (Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Завод «Ямал СПГ», подконтрольный НОВАТЭКу, начал производство сжиженного природного газа (СПГ) на первой технологической линии проектной мощностью 5,5 млн т СПГ в год, говорится в сообщении НОВАТЭКа, поступившем в РБК.

На пятницу, 8 декабря, запланирована погрузка первой партии СПГ в порту Сабетта, для этого будет использоваться СПГ-танкер «Кристоф де Маржери», названный в честь бывшего главы Total (корпорация владеет 18,9% НОВАТЭКа и 20% «Ямал СПГ»), который погиб в авиакатастрофе во Внуково в октябре 2014 года.

«Начало производства сжиженного природного газа на первой линии завода — важнейшая веха в развитии проекта «Ямал СПГ». Мы открываем новую страницу в истории нашей компании», — заявил предправления и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон (его слова приводятся в сообщении компании).

«Ямал СПГ» — это первый частный завод по производству СПГ в России, строящийся на базе Южно-Тамбейского месторождения. Изначально предполагалось, что у него будет три очереди общей мощностью 16,5 млн т СПГ в год (по 5,5 млн т каждая): вторая должна быть запущена в третьем квартале 2018 года, третья — в начале 2019 года. Но в сентябре 2017 года «Ямал СПГ» , что планирует построить еще одну очередь мощностью до 1 млн т в год.

Бюджет проекта оценивается в $27 млрд, из которых около $12 млрд китайские банки, а еще 150 млрд руб. — ФНБ. 50,1% акций «Ямал СПГ» принадлежит НОВАТЭКу, по 20% — у французской Total и китайской CNPC, еще 9,9% у китайского Фонда Шелкового пути.

«Мы гордимся тем, что в конце 2013 года приняли инвестрешение по срокам [строительства СПГ-завода] и капитальным вложениям в этот проект, и в этих рамках мы и идем», — Михельсон на брифинге в Сабетте в конце марта, когда в этот порт прибыл танкер «Кристоф де Маржери». Тогда президент России Владимир Путин, участвовавший в торжественной церемонии по видеосвязи, сказал, что «удивлен» темпами строительства завода. «Если мы будем действовать в таком же ключе и такими же темпами, <...> то, конечно, Россия, без всяких сомнений, не только может, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире», — он, пообещав, что государство будет всячески способствовать развитию проекта.

Конкурент «Газпрома»

Газ с нового завода «Ямал СПГ», освобожденный от НДПИ и пошлин, будет конкурировать на европейском рынке с российским трубопроводным газом, заявил на форуме «Газ России 2017» замначальника департамента 123 «Газпрома» Николай Кисленко. «Тот же «Ямал СПГ» — это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ. А газ, который он заместит, это тот самый, [с которого налоги и пошлины] «Газпром» передал бы в бюджет российского государства. То есть явная потеря бюджетной эффективности как таковой», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»)». Согласно его презентации, поступления в бюджет за счет НДПИ и экспортной пошлины от экспорта газа «Газпрома» составляют более ​4,1 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. Представитель НОВАТЭКа это не комментирует.

Почти весь газ «Ямал СПГ» (более 95%) уже законтрактован, а первая партия СПГ будет направлена CNPC, в конце октября финансовый директор НОВАТЭКа Марк Джетвей в ходе телеконференции с инвесторами. «Это очень символичный вопрос. С нашей точки зрения, первый СПГ-танкер следует отправить CNPC в знак признания вклада компании в проект и важности рынка Азиатско-Тихоокеанского региона», — отметил он.

Запуск «Ямал СПГ» — эпохальное событие для российской нефтегазовой отрасли, отмечает старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров: этот завод построен с нуля в экстремально тяжелых условиях, без какой-либо инфраструктуры. Себестоимость добычи газа и производства СПГ снижается за счет близости завода к месторождению и низких температур, при которых уменьшается его потребность в энергии, говорит эксперт.

При нынешних ценах на нефть судьба этого проекта была бы менее счастливой, замечает Нестеров: реализация «Ямал СПГ» начиналась в 2013 году, когда нефть марки Brent стоила больше $100 за баррель, а сейчас — $62,5. Поэтому строительство завода могли бы перенести, замечает эксперт. Впрочем, понятно, что в долгосрочных контрактах «Ямал СПГ» заложена цена СПГ, обеспечивающая достаточно высокую рентабельность этого проекта, признает он. В январе 2016 года Михельсон оценивал себестоимость газа, поставляемого на завод, менее чем в $0,6 за 1 млн британских термических единиц (MMBTU), указывая, что проект окупается и при «сверхнизких ценах». Но на тот момент СПГ на азиатском рынке (ключевой рынок для «Ямал СПГ») стоил $6-6,5, а сейчас — $9-10 за 1 ММBTU, отмечает Нестеров.

Открытие «Ямал СПГ» поможет НОВАТЭКу в строительстве новых СПГ-заводов и привлечении партнеров, замечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Если раньше у НОВАТЭКа не было опыта в строительстве таких заводов и компания и не могла многого требовать от своих потенциальных партнеров, то теперь ее позиции гораздо тверже, отмечает он: теперь стоимость доли в новом СПГ-проекте и взнос в его уставный капитал должны значительно увеличиться. Второй СПГ-завод, «Арктик СПГ-2», НОВАТЭК планирует построить на базе Гыданских месторождений, его запуск ожидается в 2022-2023 годах, но компания пока не приняла окончательного решения о его строительстве.

Из топовых проммест, куда бы я очень-очень хотел попасть, или так называемый мой промшорт-лист-10, «Ямал СПГ» всегда был в первых рядах, и вот моя мечта - уже реальность, я на полуострове Ямал за Полярным кругом в Сабетте .

Проект «Ямал СПГ» - это целый комплекс включающий в себя собственную ресурсную базу на основе Южно-Тамбейского месторождения, ряд производственных объектов, инфраструктурной составляющей, включающей арктический порт (плюс к этому будет создана перевалочная база в Бельгии в городе Зебрюгге для доставки газа в периоды отсутствия навигации по Северному морскому пути) и современный аэропорт впридачу. Строительство уникального завода проходит в сложных климатических условиях Арктики, вся инфраструктура создавалась практически с нуля, и уже в 2017 году будет запущена первая очередь завода по сжижению газа производительностью 5,5 млн тонн в год. На данный момент общая готовность по всему проекту составляет где-то 51,3 %, а готовность по первому этапу - 64,4%. Итак, друзья, сегодня у нас очередной эксклюзив.

3. Вот так сейчас выглядит строительная площадка завода по сжижению газа

Сжиженный природный газ или сокращенно СПГ, именно так принято его называть в профессиональной среде (англ. Liquefied Natural Gas, сокр. LNG) представляет собой обыкновенный природный газ (преимущественно метан, CH4 на 95 %, плюс этан, пропан, бутан, азот, на которых приходится оставшиеся 5 %), охлажденный до температуры –162°С (так называемая температура сжижения) для удобства хранения и транспортировки в жидком виде. СПГ представляет собой жидкость без запаха и цвета, плотность которой в два раза меньше плотности воды. Он не токсичен и не горюч. При регазификации (возвращении газа в исходное парообразное состояние) из одного кубометра сжиженного газа образуется около 600 кубометров обычного природного газа.

Первый экспериментальный завод по сжижению природного газа был построен ещё в 1912 году, а в 1941 году в Кливленде, штат Огайо (США) впервые налажено его масштабное производство. В России первый подобный завод был построен в 2006 году в посёлке Пригородное на юге Сахалина. Его мощность 9,6 млн тонн СПГ. Оператором проекта Сахалин-2 выступает «Sakhalin Energy» (основные акционеры Gazprom Sakhalin Holdings B.V. (100 % дочка ПАО «Газпром») - 50% плюс одна акция, Shell Sakhalin Holdings B. V. – 27,5 %, Mitsui Sakhalin Holdings B. V. – 12,5 % и Diamond Gas Sakhalin B. V. – 10 %). Итак, наш Завод «ЯмалСПГ» будет вторым в этом списке. На вопрос о конкуренции, был получен ответ, что мы не конкуренты, уже сейчас порядка 96% СПГ зафрактованы клиентами на долгосрочной основе, преимущественно для поставок в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение было открыто в 1974 году. Его доказанные и вероятные запасы по стандартам PRMS на 31.12.2014 г. составляют 926 млрд куб. м. газа. Лицензия на освоение выдана до 2045 года и принадлежит ОАО «Ямал СПГ». Здесь планируют пробурить 208 эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием на 19 кустовых площадках. Уже (на 1 мая 2016 года) закончено бурением 50 эксплуатационных скважин, а это 86 % от необходимых для пуска первой очереди Завода СПГ. На месторождениях работают буровые установки «Арктика» и «Аврора» производства Уралмаш (Екатеренбург).

Завод по сжижению газа будет состоять из трёх технологических линий сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая, т.е. общая мощность составит 16,5 млн тонн. Как я уже сказал выше, первая очередь будет запущена в 2017 году, следующая в 2018 и 2019 годах соответственно. Сейчас уже подготовлено 100% оснований первой очереди, а также доставлено основное оборудование (включая криогенный теплообменник).

Акционерный капитал в ОАО «Ямал СПГ» распределен следующим образом: контролирующий акционер наш «НОВАТЭК», 20 % досталось французам в лице Total, китайцы тоже свою счастье не упустили, CNPC принадлежит 20%, а китайскому Фонд «Шелковый путь» (SRF) - 9,9%.

Немного интересной статистики. Общий вес завода «Ямал СПГ» составляет 650 тыс. тонн. Из них 500 тыс. тонн это как раз технологические модули, а 150 тыс. тонн - это эстакады. Весь завод будет состоять из 360 модулей, из них технологических модулей будет 111 штук. В 2015 году доставлено 7 модулей, тем самым была проверена логистическая цепочка, в 2016 планируют доставить на площадку уже 79 модулей, что и позволит запустить первую очередь.

Что касается самого технологического процесса. Углеводородная смесь из скважин по газосборным будет поступать на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа. Где вначале будет происходить сепарация, т.е. отделение от газа механических примесей, воды, метанола и конденсата. После чего отсепарированный газ будет поступать на технологические линии сжижения и последовательно проходить очистку от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение фракций этана, пропана и более тяжелых углеводородов. Уже очищенный газ далее идёт на предварительное охлаждение и сжижение. И далее СПГ подаётся на хранение в специальные изотермические резервуары закрытого типа.

14. За мной расцветает первая технологическая линия

16. Будущие резервуары для хранения сжиженного газа

17. Нам очень повезло, нас и внутрь пустили, через несколько недель его заварят и всё другие свой шанс упустили.

22. Как мы видим, их будет четыре (4х160 000 м3). Общая готовность по резервуарам на данный момент составляет 75,3 %. Два первых будут полностью готовы уже к ноябрю 2016 года.

29. На электростанции будут установлены восемь газотурбинных установок SGT-800 (Siemens) мощностью по 47 МВт каждая и четыре модуля утилизации тепла (УТО-40) производства всё той же компании «Siemens», номинальной тепловой мощностью 40 МВт каждая.

36. На данный момент общая готовность ГТЭС «Ямал СПГ» составляет 60,2 %. Уже завершён монтаж газотурбинных установок (ГТУ) 1-4. Пуск первой очереди намечен уже на этот год. За стройку отвечает ОАО ВО «Технопромэкспорт».

37. А чтобы погода стройке не машала, здесь отстроили шикарные производственно-сборочные цеха.

Итак, чем же так хорош «Ямал СПГ»? Во-первых, сам завод находится прямо на Южно-Тамбейском месторождении, а его запасы ого-го какие.

Во-вторых, добыча здесь существенно дешевле, так как сама матушка-природа нам помогает. Да, климат тут суров, конечно, в большей части России уже большой плюс по температуре, а тут 5 мая, когда я собственно сюда приехал, минус 10. А зимой и больше 40 норма, зато летом можно немного и позагорать, только оно проходит быстро. И вот в этих условиях, благодаря низкой среднегодовой температуре, требуется меньшее количество удельной энергии на сжижение газа, что позволяет достичь более высоких объемов производства СПГ по сравнению с аналогичными проектами, расположенными в южных широтах.

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами [email protected] и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!

Уже более 150 организаций открыли перед нами свои двери, а вот и наши репортажи оттуда:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html

ZAVODFOTO - Шагает по стране! - ЭНЕРГЕТИКА РОССИИ: http://zavodfoto.livejournal.com/2133307.html

«Пермский край - Нам есть, чем гордиться!»: http://zavodfoto.livejournal.com/1823939.html

Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:

Общая характеристика

«Ямал СПГ» - это второй в России завод по производству сжиженного газа, предполагающий мощность 16,5 млн. тонн в год. Строительство пройдет в три очереди по 5,5 млн т каждая. Сроки ввода первой линии завода в промышленную эксплуатацию были сдвинуты с 2016 на 2017 год. К этому моменту должно быть завершено обустройство и необходимый объем бурения для ввода месторождения в эксплуатацию, построен порт и сформирован танкерный флот ледокольного класса. Однако в связи с непростой экономической ситуацией в стране, сложившейся к концу 2014 года, а также внешнеполитических проблем сроки проекта «Ямал-СПГ» снова смещаются. В частности, Total заявила, что больше не рассчитывает на запуск производства в 2017 году.

По состоянию на февраль 2015 года, строительство объектов «Ямал-СПГ» завершено на 20-25%, размещены заказы на оборудование длительного срока изготовления, включая криогенные теплообменники, газовые турбины, компрессоры линий по сжижению; пробурены 22 эксплуатационные скважины, более 3 100 строителей уже ведут работы на объектах. Подготовлена площадка для строительства завода, начато сооружение свайного основания для резервуаров СПГ, на продвинутой стадии находится строительство морского порта. В декабре 2014 года в аэропорту Cабетта приземлился первый пассажирский самолет. По завершении строительства аэропорт сможет принимать самолеты всех видом, в том числе грузовые самолеты.

В ноябре 2013 года «НОВАТЭК» сообщил о возможности расширения проекта «Ямал СПГ» до 25-30 млн т в год за счет запасов территории полуострова. Ресурсной базой для расширения проекта могут стать запасы Салмановского (Утреннего) и Геофизического месторождений.

В рамках проекта проведены основные тендеры и заключены ключевые контракты:

  • В апреле 2013 г. ОАО «Ямал СПГ» по итогам тендера подписало соглашение с консорциумом Technip (Фрация) и JGC Corp. (Япония) на проектирование, поставку оборудования, материалов и комплектующих, строительство и ввод в эксплуатацию (EPC подряд) комплекса по подготовке и сжижению природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения.
  • В сентябре 2013 г. ОАО «Ямал СПГ» заключило контракт с немецкой Siemens на поставку ключевых элементов ТЭЦ, которая будет снабжать «Ямал СПГ» электричеством и теплом. В обязанности Siemens входит изготовление, тестирование, доставка, установка и запуск восьми газовых турбин и другого оборудования.
  • В октябре 2013 г. Yamgaz SNC, совместное предприятие Technip и JGC, выбрало американскую General Electric в качестве поставщика основного турбокомпрессорного оборудования для трех линий завода СПГ.
  • В январе 2014 г. Yamgaz SNC подписало соглашение с французской Vinci на строительство четырех хранилищ для СПГ емкостью 160 тыс. куб. метров каждое.
  • В январе 2014 г. Yamgaz SNC заключило контракт с японской Yokogawa Electric на поставку интегрированных систем управления и безопасности (ICSS) для проекта «Ямал СПГ».
  • В июле 2014 г. Yamgaz SNC заключило контракт с китайской Offshore Oil Engineering Co. (COOEC) на изготовление ключевого оборудования для сжижения газа стоимостью $1,623 млрд.

Можно выделить две основные причины воплощения проекта в жизнь именно на Ямале:

  1. Наличие огромных ресурсов . Ресурсной базой для завода выступает Южно-Тамбейское месторождение (запасы 1,3 трлн куб. м), а также право пользования недрами еще четырех участков, предоставленных «НОВАТЭКу» решением правительства в августе 2011 г., которые должны увеличить ресурсную базу для завода до 4,5 трлн кубометров газа. Это Геофизическое и Салмановское месторождения (на территории полуострова Гыдан), а также Северо-Обский и Восточно-Тамбейский участки (акватория северной части Обской губы).
  2. Логистика проекта . Уникальное местоположение Ямала дает возможность создать гибкую конкурентоспособную логистическую модель, обеспечивающую круглогодичные поставки СПГ на рынки Европы и Северной Америки, а также прямые поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион через Северный морской путь. Total планирует поставлять российский СПГ с полуострова Ямал в Великобританию и в Европу. Сколько именно газа будет продаваться на европейском рынке и каким компаниям, станет понятно в течение следующих нескольких месяцев.


Акционеры

«Ямал СПГ» - крупнейший проект СПГ-производства на Ямале, реализуемый российским независимым газодобытчиком - ОАО «НОВАТЭК». В июне 2009 г. компания приобрела пакет акций в ОАО «Ямал СПГ» (51%), а в сентябре 2011 г. доля «НОВАТЭКа» была увеличена до 100%. В октябре того же года 20% «Ямал СПГ» приобрела Total, которая стала стратегическим партнером «НОВАТЭКа» по проекту. В январе 2014 года в доле акционеров проекта «Ямал-СПГ» появился новичок. «НОВАТЭК» и китайская CNPC закрыли сделку купли-продажи 20% акций проекта «Ямал СПГ». После сделки доли акционеров распределяются следующим образом.


Источник: «Вести.Финанс», 19.09.2014.

Но «НОВАТЭК» продолжает поиск партнеров, которые могут получить еще 9% «Ямал СПГ». Среди претендентов назывались китайские, японские и индийские компании. Однако санкции США в отношении компании негативно отразились на перспективах этих переговоров. Японские компании и индийский нефтегазовый концерн ONGC отказались от приобретения доли в «Ямал СПГ». Теперь, по некоторым данным, «НОВАТЭК» думает о привлечении чисто финансового инвестора, которым в текущих условиях могли бы стать российско-китайский инвестфонд или «Газпромбанк», уже интересовавшийся долей в проекте.

В ночь на 21 октября глава компании Total Кристоф де Маржери погиб при крушении самолета в московском аэропорту «Внуково». По решению администрации компании, до 2015 года де-факто руководить компанией будут два человека: исполнительным директором назначен Патрик Пуянне, пост председателя совета директоров Total занял Тьерри Демаре, ранее уже являвшийся генеральным директором и президентом административного совета компании.

Уже в конце ноября новый глава Total Патрик Пуянне подтвердил намерения компании сотрудничать с Россией в проекте «Ямал СПГ».

Инвестиции

Детали экономики проекта не афишируются. Изначально «НОВАТЭК» оценивал инвестиции в «Ямал СПГ» на уровне $20 млрд, но в декабре 2013 года по проекту было принято окончательное инвестиционное решение и смета возросла до $26,9 млрд.

В мае 2014 г. банковская Корпорация развития Китая, Внешэкономбанк, «Газпромбанк» и «Ямал СПГ» подписали меморандум по вопросу организации финансирования строительства СПГ-завода. Китайская компания выступит общим координатором взаимодействия с китайскими финансовыми институтами и «сделает все возможное» для привлечения финансирования со стороны китайских банков на срок до 15 лет. Китайские банки способны предоставить проекту «Ямал СПГ» около $20 млрд. Тем не менее, по состоянию на сегодняшний день конкретных договоренностей не имеется.

Пока «Ямал СПГ» не гарантировал себе привлечение достаточного количества средств для инвестиций. Проект должен на 30-40% финансироваться акционерами, а остальная сумма будет привлечена через проектное финансирование. Акционеры - НОВАТЭК, Total и CNPC - к середине 2014 года вложили 45,2 млрд, 31,9 млрд и 42,2 млрд руб. соответственно. Акционеры договорились о диспропорциональном финансировании, и до достижения определенной суммы инвестиций НОВАТЭК в пропорциональном отношении будет вкладывать в разы меньше других участников проекта. В первом полугодии 2014 года было вложено 64,4 млрд руб., из которых 65,5% пришлось на CNPC, тогда как вклад НОВАТЭКа составил только 2%. Уровень, когда финансирование станет пропорциональным, может быть достигнут уже к концу 2015 года.

Пока проект финансируется только за счет акционеров, но этих средств не хватит для покрытия всех затрат, а привлечение проектного финансирования из-за санкций в отношении НОВАТЭКа не завершено. Компания договорилась о получении $2,3 млрд из ФНБ и ведет переговоры о получении около $10 млрд от китайских банков, надеясь завершить их к середине года.

Общий объем инвестиций в «Ямал СПГ» оценивается в триллион рублей (подразумеваются вложения в освоение месторождений, постройка завода, строительство порта Сабетта, флота и выстраивание логистики по всему Северному морскому пути). По официальным заявлениям, правительство намерено принять непосредственное участие в создании новой северной транспортной инфраструктуры. В частности, общий объем финансирования проекта «Ямал СПГ» составляет 97,2 млрд. рублей. Из них 71,2 млрд. рублей выделило правительство страны, а 26 млрд. рублей - из внебюджетных источников. Средства, выделенные правительством, пойдут на строительство объектов морского порта в районе поселка Сабетта и создание судоходного подходного канала в Обской губе для транспортировки СПГ.

Объем капвложений в проект до 2018 года составит: 717,2 миллиарда рублей (53,6% от общего объема финансирования) заемных средств, 407,3 миллиарда (32%) - средств участников инвестпроекта; 150 миллиардов (11,8%) - средств ФНБ.

Благодаря предоставлению налоговых преференций будет обеспечена рентабельность проекта. В частности, для него установлены нулевой НДПИ и экспортная пошлина. Власти ЯНАО в свою очередь обнулили налог на имущество для организаций, осуществляющих на территории округа единый технологический цикл добычи и производства СПГ, и уменьшили им налог на прибыль. Кроме того, в феврале 2015 года премьер-министром Дмитрием Медведевым было подписано распоряжение, согласно которому в перечень импортной продукции, освобождающейся от НДС, вносится оборудование для завода проекта «Ямал СПГ».

Технологии

Завод считается уникальным энергетическим проектом по своей сложности, поскольку он будет построен в суровых климатических условиях. Для его реализации необходимы передовые, но проверенные технологии, среди которых можно отметить разработки BASF по очистке природного газа, инновации Total в области сжижения, хранения и транспортировки газа, а также новейшие технологии для обеспечения эффективности и экологичности строительства скважин. К примеру, на «Уралмашзаводе» в январе 2013 года было закончено производство новейшей буровой установки под названием «Арктика», которая будет применяться для работы на Южно-Тамбейском месторождении. Также американская Air Products & Chemicals осуществит поставку трех криогенных теплообменников, которые будут использоваться в процессах ожижения газа с применением смешанного хладагента предварительного охлаждения. В октябре 2014 г. Yamgaz SNC заключило контракт с филиппинской The Atlantic Gulf & Pacific Company (AG&P) на поставку технологических модулей для «Ямал СПГ».

Транспортировка

«НОВАТЭКом» принято решение, что трубопроводных поставок газа не будет, а ставка будет сделана на перспективы Северного морского пути. Еще в 2011 году, когда загрузка Севморпути составляла 120 тысяч тонн, по этой транспортной магистрали был проведен первый крупный транзитный танкер «НОВАТЭКа». Сегодня объемы транзита грузов по СМП увеличены уже до 2 млн. тонн, что свидетельствует о повышении интенсивности использования этой трассы. Сейчас отечественный газодобытчик отрабатывает наиболее оптимальные пути движения крупнотоннажных танкеров по СМП, в частности, севернее Новосибирских островов.

В летний период СПГ пойдет по Северному морскому пути в страны Азии. При этом на европейский рынок газ будет поставляться только зимой, так как Северный морской путь полностью покрывается льдом. И его транспортировка в Азию станет невозможной.

  • В рамках проекта «Ямал СПГ» к 2017 году планируется строительство 10 ледоколов для транспортировки сжиженного газа, которые станут самыми крупными судами, построенными специально для арктических условий. Длина кораблей составит 300 метров, мощность – 40-42 МВт, ширина – 50 метров, вместимость – 180 тыс. тонн. Газовозы спроектировало финское проектное бюро Aker Arctic.
  • На балтийском заводе специально для реализации проекта «Ямал СПГ» начали строить уникальный атомный ледокол – самый крупный и мощный в мире. Это первое и головное судно новой серии ледоколов. Всего планируется построить три ледокола этого класса.
  • Объявлены планы по строительству 16 СПГ-танкеров класса ARC7 для перевозки СПГ из порта Сабетта на мировые рынки. Их будет строить южнокорейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.
  • В марте 2014 г. в рамках контракта от июля 2013 г. «Совкомфлот» заказал Daewoo строительство первого ледокольного танкера СПГ.
  • В апреле 2014 года стало известно, что «Ямал СПГ» сформировал список вероятных претендентов среди судоходных компаний, которые займутся перевозками СПГ. В список вошли «Совкомфлот», японская Mitsui OSK и канадская Teekay LNG.

Морской порт Сабетта

Строительство морского порта Сабетта было начато в июле 2012 г. Помимо экспорта сжиженного газа, развитие порта может дать дополнительные возможности для разработки новых месторождений Ямала и Обской губы. Таким образом, Сабетта – это главная инфраструктурная составляющая проекта, а также единственный из крупных объектов, затраты на строительство которого берет на себя федеральное правительство, рассматривающее Сабетту как многоцелевой порт для освоения Ямала и Севморпути (общий объем инвестиций в порт составляет 900 млрд руб.). В федеральном бюджете на строительство порта предусмотрено 47,3 млрд рублей. В июне 2014 года стало известно, что строительство порта Сабетта подорожало на 22 млрд, до 69,6 млрд руб.

На сегодняшний день проектирование порта уже завершено. По состоянию на начало октября 2013 года «Ямал СПГ» получил все экологические и экспертные государственные одобрения проектной документации. Сейчас там идут активные строительные работы и по прогнозам, сроки сдачи объекта не будут нарушены. Немаловажно, что продолжаются работы по углублению дна, приводящие к возникновению экологических рисков. Для восстановления ущерба популяции рыб на территории Ямала запланировано строительство завода по выращиванию молоди осетров и сиговых пород рыбы.

Право на экспорт СПГ

По состоянию на сентябрь 2014 года 98% будущего СПГ уже законтрактовано. Трейдинговые компании «НОВАТЭКа» и Total - Novatek Gas & Power и Total Gas & Power - планируют поставлять СПГ в основном на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. «Ямал СПГ» договорился о продаже СПГ испанской Gas Natural (2,5 млн тонн в год), CNPC (3 млн), Total (4 млн), Novatek Gas & Power (2,86 млн) и Gazprom Marketing & Trading (3 млн).
В конце мая 2014 года «НОВАТЭК» объявил о последней на данный момент крупной сделке по продаже СПГ с Ямала, в рамках которой 3 млн тонн в год законтрактовал «Газпром».
В сентябре 2014 года стало известно, что «НОВАТЭК» зарезервировал 5% газа проекта «Ямал СПГ» для продажи на свободном рынке вне долгосрочных контрактов. В абсолютных цифрах речь идет о 820 тыс. тонн СПГ в год. С учетом продажи 5% на споте доля законтрактованного СПГ теперь составляет более 98% от проектной мощности завода. Тем самым компания не оставила объемов для потенциального покупателя 9% в проекте.

Кроме того, «Газпром» с 1 декабря 2013 года лишился экспортной монополии на сжиженный природный газ. Право экспорта получили «Ямал СПГ», а также СПГ-заводы «Роснефти» и самого «Газпрома». Теперь компании смогут самостоятельно и почти без ограничений выбирать, где, кому и почем продавать СПГ.

В сентябре 2014 года «НОВАТЭК» получил лицензию на экспорт СПГ.

Санкции

В июле 2014 года «НОВАТЭК», а также ВЭБ и «Газпромбанк» подпали под санкции США. Им запрещено брать кредиты у американских банков на срок свыше 90 дней. С марта санкции США действуют и в отношении Геннадия Тимченко. Его доля в «НОВАТЭКе» - 23,49% (через Volga Group, данные на конец 2012 г.).

На сегодняшний день ситуация такова. Сам «НОВАТЭК» не собирается менять свои планы, в том числе в отношении проекта «Ямал СПГ». В свою очередь, Total заявляет, что, несмотря на санкции, она не намерена прекращать сотрудничество по реализации «Ямал СПГ», подчеркивая при этом, что учитывая зависимость Европы от российского газа, было бы довольно рискованно замедлять работу над проектом.

Однако здесь отметим следующую проблему. Тот факт, что «НОВАТЭК» попал в санкционный список, существенно снижает возможности компании привлекать средства на развитие проекта. Так, компания Total четко определила, что будет участвовать в проекте, но ее возможности финансировать свою долю через европейские и американские банки существенно ограничились. В октябре 2014 года стало известно, что акционеры «Ямал СПГ» скорректировали финансовый план проекта из-за санкций, но сам проект реализуется по плану.

Разработчики «Ямал-СПГ» уже испытывают проблемы с финансированием. Однако «НОВАТЭК» пытается преодолевать свои финансовые сложности с помощью государства. В сентябре 2014 года «НОВАТЭК» подал заявку на получение 100 млрд рублей из ФНБ на «Ямал-СПГ», а уже через 5 месяцев - в феврале 2015 года - на совещании по экономическим вопросам, которое провел президент России, на проект решено выделить средства ФНБ в объеме 150 млрд руб. Данные средства инвестируются в облигации «Ямал СПГ» двумя траншами по 75 миллиардов рублей.

Тем не менее, по некоторым данным, на заводе уже возникли неудобства с подрядчиками, которые должны были поставить жизненно важные компоненты для завода по сжижению газа. Эти проблемы напрямую связаны с санкциями.

Проект «Ямал СПГ»: значимое событие последних лет, сравнимое по своим масштабам и перспективам, разве что, с освоением полвека назад Западной Сибири

 

Справочная информация:

  • Название: Завод по сжижению газа «Ямал СПГ».
  • Назначение объекта: производство сжиженного природного газа.
  • Начало строительства: 2012 год.
  • Завершение: 2019 год.
  • Стоимость объекта: 27 млрд долларов.
  • Кто строит (основной генподрядчик/бенефициар): ПАО «НОВАТЭК»/Л. Михельсон.

Вахтовый поселок за Полярным Кругом под названием Сабетта, что на берегу полуострова Ямал, - далеко не курорт. И хоть самолеты сюда летают довольно часто, и сам аэропорт получше будет, чем во многих крупных городах России, билетов не купить. Сюда едут на работу, вахту. Только КамАЗ может спокойно проехать от воздушной гавани до поселка, где живут рабочие завода по сжижению газа «Ямал СПГ», что рядом с поселком Сабетта, а огромный факел, что рядом с заводом, сегодня считается местной достопримечательностью. От его мощи тает в округе снег, а вой пламени просто оглушает.

Всего лишь несколько лет тому назад Сабетта стала частью Северного морского пути. Морской порт здесь был построен в рамках государственно-частного партнерства. Атомные ледоколы Росатомфлота позволяют обслуживать морской путь в зоне Крайнего Севера. А это позволяет осуществлять круглый год доставку грузов в порт круглогодично. В зимнее время используется ледокольная проводка. Этот порт — одна из важнейших опорных точек Северного морского пути, кратчайшего маршрута, соединяющего Европу и Азию. Ему суждено стать основной базой для разработки ямальских месторождений и обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Рис. 1. Интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа
Источник: сайт lightproduction.ru

Промежуточные итоги

Но в начале декабря 2017 года об этом маленьком поселке писали практически все информационные агентства. Именно сюда прибыл президент РФ с высокими гостями, среди которых:

  • Халид аль Фалих, министр энергетики Саудовской Аравии;
  • Патрик Пуянне, президент, председатель совета директоров энергетической компании Total;
  • Ван Яньчжи, главный управляющий Фонда «Шелковый путь»;

    «Шелковый путь» дотянулся до самого севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно. И Северный морской путь сделаем шелковым» (В. Путин).

  • Saudi Aramco, шеф-директор мощнейшей национальной Саудовской нефтяной компании.

Высокие гости приглашены присутствовать на церемонии загрузки танкера «Кристоф де Маржери» - первого в мире торгового судна, совершившего переход в эти места без ледокольной проводки.

«Без участия и доверия иностранных партнеров этот проект не состоялся бы. Да и сам он назван именем нашего друга де Маржери (погибший в октябре 2014 президент Total). Очень жаль, что сегодня его нет с нами» (В. Путин).

В этот день с «Ямал СПГ» на танкер была отгружена первая партия сжиженного газа. В проект верили далеко не все. Но нашлись люди, которые не побоялись рискнуть и доказали всему миру, что риск этот был обоснованным.

Многочисленная делегация посетила «Ямал СПГ» - завод мирового класса, первое предприятие подобного уровня, построенное в Арктике. В его строительстве участвует 15 стран и сотни отечественных предприятий. Эта стройка обойдется в 27 млрд долларов.

Ни для кого не секрет, что стратегические нефтяные и газовые российские компании подвергнуты санкциям. Но даже включение в западные санкционные списки не стало препятствием для основного акционера ПАО «Новатэк» в привлечении внешнего финансирования. Первая очередь проекта была выполнена в установленные сроки, и это в таких жестких условиях. Более того, и это ценно особенно, первоначальная сметная стоимость не превышена.

Но это было лишь начало.

Проект «Ямал СПГ»

Реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения газа, доказанные и вероятные запасы которого оцениваются в объеме 1,3 трлн куб. метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия компании «Ямал СПГ» на разработку месторождения действует до 2045 года. Располагать такой ресурсной базой - значит, иметь гарантию уверенной работы как минимум на 25-30 лет.

«На строительстве завода работу получат около 14 тыс. человек, а после его завершения в 2018 году на предприятии будет создана 1 тысяча 400 рабочих мест» (Игорь Холманских, полномочный представитель Президента РФ в УрФО).

Предусматривает производство 16,5 млн тонн СПГ в год и до 1,2 млн тонн газового конденсата. Поставки готового продукта планируются на рынки Европы и преимущественно странам Азиатско-Тихоокеанского региона, для российского газа новые.

Рис. 2. Завод «Ямал СПГ»
Источник: сайт geostarspb.ru

Построен весь завод будет из 360 модулей, из них технологических - 111. Оборудование это производится на семи китайских и трех индонезийских верфях.

Пуск первой линии состоялся в декабре 2017 года, когда был отгружен первого танкера с СПГ. На данный момент с первой очереди завода отгружено два миллиона тонн СПГ.

«Ямал СПГ» отгрузил второй миллион тонн СПГ с первой очереди завода. Поставки газа осуществляются с декабря прошлого года арктическими газовозами класса Arc-7 вместимостью около 74 тысяч тонн. Двухмиллионная тонна была отгружена в 27 партии. С апреля 2018 года начались поставки СПГ по долгосрочным контрактам, в рамках которых уже отгружено 4 партии. В апреле также выполнен первый розжиг газовых турбин компрессоров второй очереди завода мощностью 5,5 млн тонн, что является одним из важнейших этапов подготовки очереди к запуску» (сообщение компании 7 мая 2018).

В рамках проекта предусмотрено построить необходимую транспортную и социальную инфраструктуру с целью обеспечения эффективной и безопасной работы проекта.

Предстоит запуск второй (в 2018 г.) и третьей (в 2019 г.) очереди. Суммарный объем вложений на все I-III очереди комплекса составляет 27 млрд долларов.

«Думаю, что вторая линия будет введена месяца на три раньше [плана] и на 6-9 месяцев раньше будет введена третья линия» (Леонид Михельсон , председатель правления «НОВАТЭК»).

Как начиналось ОАО «Ямал СПГ»

Разведанные на Ямале и прилегающих к нему территориях запасы газа выводят этот регион на лидирующие позиции в России. Сегодня на Ямале находится более 20% российского газа, так что быть местным месторождениям основной территорией по добыче «голубого» топлива .

Акционерное общество было создано более десяти лет назад. Его акционерами стали «Новатэк» с 60% акций, Total - с 20% и CNPC - тоже с 20% акций. Недавно к акционерам присоединился Фонд «Шелковый путь», после того «Новатэк» продал ему 9,9% акций, сохранив у себя контрольный пакет.

В 2012 году развернулось основное строительство. Подход к нему был реализован комплексный. Первые вахтовики в Сабетта, тогда еще крохотном и никому не известном поселении ненцев, появились в 1980 г. Но только с освоением широкомасштабного проекта поселок получил развитие, а теперь и мировую славу.

Началось строительство морского порта, завода по сжижению газа, современного аэропорта Сабетта и самого поселка Сабетта, численность населения в котором возросла до 20 000 человек.

На завод газ поступает из скважин по трубам, проложенным над землей. Там из него отделяется газовый конденсат, метанол и прочие посторонние фракции. Полученный в результате очистки идеально сухой газ направляется на сжижение, а оттуда по трубам в резервуары хранилища. Их четыре, каждое по 160 тысяч куб. метров. Они построены в 2016 году в условиях вечной мерзлоты. В основании каждого по 948 свай, 24 метра глубиной каждая. Они прошли все необходимые гидроиспытания.

  • Морской порт компании "Ямал СПГ".

    Морской порт Сабетта выстроен специально для отгрузки сжиженного газа. Порт компании "Ямал СПГ" стал воротами в Арктику и ключевым звеном в строительстве завода. Причем, через него по Северному морскому пути будет транспортироваться не только сжиженный природный газ, но и другие грузы.

Еще одной мощной стройкой, на которую делается серьезная ставка и с точки зрения развития региона, его инфраструктуры и новых рабочих мест, и с точки зрения привлеченных инвестиций, стал завод на Ямале.

В проект строительства предприятия по производству сжиженного газа могут включиться иностранные инвесторы. По крайней мере, министр Улюкаев заявляет, что переговоры с французскими банками движутся, и российская сторона полна оптимизма.

С четырехкилометровой глубины на поверхность. Первые кубометры природного газа за 40 лет. Южно-Тамбейское месторождение, открытое ещё в 70-х на Ямале, всё это время не осваивалось из-за несовершенства технологий. Суровая Арктика брала своё. Но сегодня буровым станциям российского производства нипочём ни 50-градусные морозы, ни вечная мерзлота.

Уже пробурено порядка 50 скважин, всего планируется больше 200, объёма запасов месторождения хватит на десятки лет. Голубое топливо сразу будет поступать на завод по сжижению газа, он строится здесь же, на северо-востоке Ямала.

Газ в жидком состоянии будут хранить здесь при температуре минус 165 градусов. В таком резервуаре могли бы без труда поместиться несколько огромных транспортных самолётов. Объём каждой из четырёх ёмкостей - 160 000 кубических метров.

«За Полярным кругом таких резервуаров ещё не делал никто. Ни одна страна в мире за Полярным кругом не имеет резервуаров, только Российская Федерация!» - заявил замначальника отдела контроля качества Управления капитального строительства ОАО "Ямал СПГ" Ренат Гарифулин.

За готовым продуктом будут приходить гигантские газовые танкеры. Ямал - это ещё и уникальный порт, так что прямо отсюда газ пойдёт на рынки сбыта: в Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу. Например, с Китаем, Индией и Испанией уже заключены контракты на четверть века.

Ещё пять лет назад здесь не было ничего. Только лёд, снег и вечная мерзлота. От самого маленького винтика до строительной техники и материалов этих огромных резервуаров для хранения сжиженного газа - абсолютно всё доставлено сюда морским путём. За эти годы через порт «Сабетта» прошло шесть миллионов тонн грузов.

В порт грузовые суда на буксирах заводят ледоколы, иначе по почти двухметровому льду просто не пройти. Но скоро все эти глыбы у самого причала могут просто исчезнут. Водолазы уже ведут работы по установке экспериментальной ледовой защиты.

«Эта система будет представлять собой несколько труб, которые будут протянуты с нижней части причала с горячей водой и с воздухом. И за счёт барботажа так называемого, подъёма этой тёплой воды на поверхность, будет контролироваться намерзание льда на стенку причала», - рассказывает главный водолазный специалист ОАО "Ямал СПГ" Валерий Ведерников.

Грузовые корабли идут в Сабетту Северным морским путём в основном из Архангельска. Именно сюда стекаются поставки для строительства завода буквально со всей страны.

Продукцию для завода производят в 25 регионах России. Например, на Волгоградском заводе нефтяного машиностроения разработали оборудование для сжижения газа. А в Череповце изготавливают металлоконструкции и трубопроводы. Благодаря этому заказу здесь построили новый цех и приобрели самое современное оборудование.

«Заказ интересный сам по себе и сплотил коллектив довольно-таки сильно. Новые специалисты пришли», - говорит начальник производства ОАО "Первый Коксохиммонтаж" Дмитрий Салий.

Целые производственные здания и конструкции будущего завода также проектируют и изготавливают в Красноярске. Местное предприятие технологического машиностроения перевелось на круглосуточный режим работы. Жаловаться не приходится, до Ямальского заказа у завода был спад в производстве.

«Нам пришлось до 100 человек только рабочих нанять для обеспечения этого процесса. Мы привлекли несколько училищ, институтов, которые прямо по целевой программе для нас обучали этих специалистов», - сообщил исполнительный директор ЗАО "КрасПТМ" Алексей Семерня.

В самом вахтовом посёлке на Ямале живут и работают 15 000 человек. Десятки общежитий, столовые, спортзалы, даже собственные пожарная станция и отдел полиции.

Большинство зданий - это быстровозводимые блочные постройки. Их изготовили в Вологде. Для арктического жилья используют уникальный утеплитель, его разработали специально для ямальского проекта.

«Здания разрабатывались под расчётную температуру минус 65 градусов. Далее мы не испытывали, но я думаю, что и более низкие температуры эта конструкция может вынести», - сказал ведущий конструктор АО "СКДМ" Роман Бегунов.

Общежитие на 300 человек можно возвести за три недели. На Ямал поставляются готовые блоки, они просто соединяются между собой как конструктор.

Блок общежития уже готов для отправки на Ямал, их сдают буквально под ключ, в помещение всё практически готово. Двери, окна, здесь чистовая отделка, есть даже электропроводка. Осталось постелить линолеум и вставить лампы - всё это уже идёт в комплекте.

До вахтового посёлка Сабетта летают прямые рейсы из Москвы и других городов. Здесь построили аэропорт международного класса. Для строительства взлётно-посадочной полосы в условиях вечной мерзлоты были необходимы специальные геосинтетические материалы, которые не производились в России. Сначала заказ планировалось разместить в Англии. Но на одном из дивногорских предприятий освоили новые технологии и запустили такое производство. Специально для поставок на Ямал.

«Ямал СПГ» - это очень передовой проект. Проектировщики и строители использую самые современные решения. И, на мой взгляд, это очень важно, когда именно подобные проекты привносят в нашу российскую действительность новые материалы и новые продукты, которые позволяют получить более качественные изделия по меньшей цене», - говорит гендиректор группы компаний «Техполимер» Андрей Путивский.

Больше заказов для российских предприятий - больше объёмы производства, а значит увеличиваются и налоговые отчисления. Так что строящийся завод на Ямале помогает российской экономике уже сегодня. Первая его производственная линия заработает уже в следующем году. На полную мощность «Ямал СПГ» выйдет к 2019-му.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...