Виды речи. Виды речи слушаем и говорим пишем и читаем

Знаете ли вы, что древние люди вообще не умели разговаривать? И учились они этому постепенно. Когда же возникла речь? Никто этого точно не знает. Первобытные люди язык придумывали, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Они стали объединяться, передавать свои знания. А когда появилась письменность, люди получили возможность общаться на расстоянии и сохранять знания в книгах. На уроке мы постараемся ответить на вопросы: для чего нам нужна речь? Какой бывает речь? Какую речь называют устной? А какую - письменной?

Вы знаете, что главный работник в нашем языке - слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете - это всё речь. Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Рассмотрите рисунки. Какие речевые действия совершают ребята (рис. 1)?

Рис. 1. Речевые действия ()

Говорят и слушают - это устная речь. В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают - это письменная речь, та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь - знаками.

Речь

устная письменная

слушаем и говорим пишем и читаем

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения. Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их (рис. 2).

Рис. 2. Устно народное творчество ()

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей - внукам, и так от поколения к поколению (рис. 3).

Рис. 3. Устное народное творчество ().

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Выполните задание. Разделите слова на два столбика. В первый - слова, которые расскажут, какой должна быть речь образованного человека, во второй - речь, которую надо исправлять:

Речь (какая?) - понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, свободная, торопливая, сбивчивая, невнятная, безграмотная, бедная, правильная, приятная, разборчивая, сбивчивая.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов (рис. 4)? Оратор - тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Рис. 4. Состязание ораторов ()

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись (рис. 5).

Рис. 5. Богиня красноречия ()

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена (рис. 6)?

Рис. 6. Дореволюционная школа ()

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии - красивого и чистого письма - и владению своим голосом - его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар - умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык - это то, что человек знает, речь - это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь - устную и письменную.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое речь, познакомились с понятиями «речь устная», «речь письменная», научились их различать.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011. (ссылка для скачивания )
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас. (ссылка для скачивания )
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Nsc.1september.ru ().
  2. Festival.1september.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.

2. Почему устная речь так называется?

3. Из чего состоят устная и письменная речь?

4. Выберите слова, которые называют речевые действия.

Слушают, сидят, разговаривают по телефону, смотрят, читают, спят, пишут, печатают на компьютере, рассказывают, делятся впечатлениями, рисуют, посылают s м s -сообщение.

5. Прочитайте загадку. Какой речью пользуются читатели?

Всё я знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

6. Соедините части пословиц. Какую речь они характеризуют?

Не стыдно молчать… вовремя смолчать.

Умей вовремя сказать… не говори лишнего.

Бойся вышнего… коли нечего сказать.

К теме: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

После того как люди научились разговаривать и овладели устной речью, прошло немало времени, прежде чем они научились писать и читать. Да и необходимость в письменной речи возникла не сразу. Тысячи лет люди передавали свои знания и опыт из уст в уста, пользуясь только устной речью. Но произнесённое слово нельзя закрепить: оно быстро исчезает и остаётся лишь в памяти того, кто его слышал. Первыми письменными знаками, которые люди придумали оставлять друг другу, были рисунки на скалах и в пещерах. Древнейший вид письма - письмо рисунками, учёные назвали его пиктографией. Такие древнейшие письма найдены и прочитаны специалистами. Это письма, написанные древними жителями Шумера, Египта, Китая, Индии. Кстати, пиктографией мы пользуемся нередко и сейчас: например, вывеска, на которой изображён ботинок или сапог, сообщает нам, где находится обувная мастерская, а нарисованный калач подскажет, где можно купить хлебобулочные изделия.

Но с течением времени возможностей пиктографии тоже стало не хватать: в жизни людей появились земледелие и скотоводство. А чтобы понять, как это связано с возникновением письма, надо перенестись в далёкое прошлое. Примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры в Азии, между реками Тигр и Евфрат, образовалось государство Шумер. В этом государстве жили трудолюбивые люди, которые своим трудом сделали его богатым и процветающим. С возникновением земледелия и скотоводства у них появились излишки зерна, а растущее поголовье скота давало приплод, молоко и шерсть - людям понадобилось вести счёт этому богатству.

Сначала шумеры считали по пальцам рук - можно было считать десятками, по нескольку раз пересчитывая пальцы (мы и теперь часто считаем десятками!). Затем они стали брать в расчёт не только пальцы, но и суставы пальцев - получился счёт на 60 (вот откуда в часе 60 минут, а в минуте - 60 секунд!). Но их богатства росли, и тогда шумеры стали помогать себе рисунками. Из глины они лепили дощечки и заострённой палочкой рисовали на них то, что хотели сосчитать. После этого глина высыхала - рисунок сохранялся надолго. Со временем шумеры стали упрощать свои рисунки: вместо того, чтобы каждый раз рисовать, например, козу, они изображали какой-нибудь простой значок- главное, договориться, что этим значком обозначена коза. Так появилась необходимость учить других людей понимать общепринятые знаки, ведь иначе никто не смог бы прочесть таких записей.

Конечно, большинство людей не умели ни читать, ни писать, а грамотные люди (ими обычно были писцы) были в большом почёте. Со временем появились первые школы, учителя и учебники. Но выучить все значки, которыми можно было бы обозначить многочисленные предметы, оказалось делом очень непростым. И тогда появилась мысль обозначать значками не предметы и явления окружающего мира, а только слова. Так значки для предметов превратились в значки для слов. И это тоже придумали шумеры. В их первой письменности многие значки обозначали не всё слово, а только часть его - слог. Древнее шумерское письмо называют слоговым письмом.
---------Нашла в интернете-----------

Письменная речь – величайшее изобретение человечества, и наша задача заключается в том, чтобы дети научились им пользоваться. Попробуем ответить на «простой» детский вопрос: «Зачем учиться писать?» Люди придумали письменную речь для того, чтобы можно было общаться с теми, кто отделен от нас пространством или временем: мы пишем письма друзьям, живущим в другом городе, записку маме, которая придет позже. Авторы книг общаются со своими читателями, ученые пишут о своих открытиях и изобретениях. И все это потому, что письменная речь, в отличие от устной, может долго храниться. «Что написано пером – не вырубишь топором», а произнесенное слово «вылетит – не поймаешь». Поэтому мы часто записываем то, что нужно сохранить, не забыть. В письменной речи действуют свои законы и правила, касающиеся выбора слов, построения предложений и текста в целом. Эти законы и правила усваиваются нами постепенно, в процессе специального обучения. Попробуем ответить на «простой» детский вопрос: «Зачем учиться писать?» Люди придумали письменную речь для того, чтобы можно было общаться с теми, кто отделен от нас пространством или временем: мы пишем письма друзьям, живущим в другом городе, записку маме, которая придет позже. Авторы книг общаются со своими читателями, ученые пишут о своих открытиях и изобретениях. И все это потому, что письменная речь, в отличие от устной, может долго храниться. «Что написано пером – не вырубишь топором», а произнесенное слово «вылетит – не поймаешь». Поэтому мы часто записываем то, что нужно сохранить, не забыть. В письменной речи действуют свои законы и правила, касающиеся выбора слов, построения предложений и текста в целом. Эти законы и правила усваиваются нами постепенно, в процессе специального обучения.


Часто дети не понимают нашего настойчивого стремления научить их непременно красивому и правильному письму: «Ну и что, что некрасиво (с ошибкой), ведь все же понятно?!» Как реагировать взрослому на такие фразы? Очень просто! Красивое, разборчивое письмо – признак уважения к тому, с кем мы общаемся с помощью письменной речи. Не случайно люди, так и не научившиеся хорошо писать, обычно извиняются за свой почерк. Кроме того, красивую, аккуратную запись не только приятнее, но и гораздо легче читать. Бывают такие случаи, когда человек с плохим почерком, записавший что-то важное второпях, сам потом не может разобрать то, что написал. Зачем же создавать такие трудности себе и другим? Лучше как следует поработать и приучить себя к красивому, разборчивому письму. Что касается орфографии, то объяснить её назначение ещё проще. Если бы каждый писал слова так, как они произносятся (а произносятся они разными людьми по-разному) и слышатся (а слышатся они тоже всем по-разному), нам было бы очень трудно узнавать записанные слова. Сколько же времени займет чтение и разгадывание таких записей? Поэтому люди и договорились писать слова в соответствии с общими для всех правилами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Устная речь и её происхождение Давайте поговорим о происхождении устной речи. Начнём с того, очень-очень давно, миллионы лет назад, первые люди на Земле не умели не только писать, но и говорить! Первобытные люди, как и животные которые их окружали, могли издавать только самые простые звуки! Кричали, если им грозила опасность, рычали, если кому-то было больно, визжали от радости, если удавалось найти пищу. Первые люди на Земле были слабы и беспомощны, но они уже умели передвигаться на двух ногах, а значит, их руки были не заняты, и люди могли пользоваться простыми орудиями труда – палкой и камнем. Это было очень важное преимущество человека по сравнению с дикими животными.

3 слайд

Описание слайда:

Постепенно люди научились добывать больше пищи, научились строить простые жилища, научились пользоваться огнем, но по-прежнему никто не мог ничего рассказать, никто не мог обменяться своими мыслями. Но что же делать? Необходимо же было найти какой-то способ договориться об охоте, рассказать, где растут съедобные ягоды, предупредить об опасности! И первобытные люди нашли выход! Они стали пользоваться жестами! А если к жестам прибавлялись ещё и некоторые простые звуки, то получался вполне понятный – язык жестов! Мы до сих пор пользуемся этим языком. Пожимая друг другу руку, мы как бы говорим «Здравствуйте!», помахивая рукой, говорим «До свидания!, хлопая в ладоши, одобряем «Хорошо! Браво!»

4 слайд

Описание слайда:

Но как бы ни выразительны были жесты и мимика человека, в темноте они не были видны. Да и во время работы руки заняты – не поговоришь. Древним людям надо было придумать что-нибудь надежней, чем язык жестов. Но прошли десятки тысяч лет, прежде чем люди стали пользоваться звуками своего голоса для передачи слов. Людям просто необходимо было догадаться, что все предметы и явления природы можно не изображать жестами, а обозначать звуками своего голоса. Это действительно было похоже на чудо! Звуком, который только что прозвучал и исчез, можно обозначить все то, что не исчезает: дерево, огонь, дождь, ветер, воду, - все, что существует вокруг нас! Так люди стали обладать величайшим секретом превращения звука – в мысль, а мысли – в слово!

5 слайд

Описание слайда:

И этим великим секретом языка пользуются только люди! Умение владеть звуками своего голоса и запоминать значение этих звуков окончательно отделило человека от диких животных. Так постепенно стали появляться первые на Земле слова. Это были самые маленькие частицы человеческой речи, которые имели какой-то смысл. Они уже были понятны людям одного племени. Первыми словами на Земле могли быть слова команды, например: Давай! Стой! Сюда! Вперёд! Эти слова обозначали уже не просто предметы, а действия. И это было очень важно для первобытного человека. Потому что, когда люди начали словами и жестами объяснять друг другу, что можно делать и чего делать нельзя, тогда и возник язык. Тогда он и стал средством общения!

6 слайд

Описание слайда:

Появились не только первые существительные, слова, обозначающие все существующие вокруг людей предметы, но и глаголы. Это очень важные слова, которые обозначают, что следует делать или что не следует делать человеку. Затем появились слова, которые обозначают качество предмета. Какой это предмет? Большой, маленький, горячий, тяжёлый, красивый, сильный, высокий… Так появились и многие другие слова. Все слова постепенно складывались в предложения. Возникла устная речь. Это было величайшее событие в развитии человечества. Человек начал мыслить словами и говорить словами!

7 слайд

Описание слайда:

Итак, на вопрос, что такое устная речь, ответить очень просто: устная речь – это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи губ, языка, рта. Поэтому и название устная речь произошло от слова уста – губы.

8 слайд

Описание слайда:

Письменная речь и её происхождение Теперь мы знаем, что понадобились много тысяч лет для того, чтобы люди научились говорить. Но не меньше времени потребовалось и для того, чтобы люди научились писать и читать. А так ли уж необходимо было изобретать письменную речь? Разве не достаточно того, что мы, разговаривая, понимаем друг друга? Да, для беседы и разговора устной речи вполне достаточно, но произнесенное слово быстро исчезает, и след от него остаётся только в памяти того, кто его слышал. Прошли тысячи лет, прежде чем люди смогли придумать способ, как сохранить звуки слов и затем передать их другим людям. И первыми шагами к письму были рисунки на скалах и в пещерах. Эти рисунки помогали людям общаться друг с другом.

9 слайд

Описание слайда:

Вторым шагом к письменности был древнейший вид письма – пиктография, письмо рисунками. Это слово произошло от латинского слова pictus – рисованный, живописный и греческого слова grapho – пишу. Человеку, который писал такое письмо, необходимо было как можно точнее изобразить предметы и жизненные ситуации, а читающему это письмо нужно было правильно угадать, что в нем нарисовано.

10 слайд

11 слайд

Описание слайда:

Примерно 4000 лет до н.э. образовалось государство, которое называлось Шумер. Находилось оно в Азии между реками Тигром и Ефратом к северу от Персидского залива. Жил там трудолюбивый и процветающий народ – шумеры. И именно процветание шумеров, их богатство и создало новую проблему в древней истории человечества. Шумерам понадобилось вести счёт своим богатствам и каким-то образом записывать все сведения о количестве скота и зерна для контроля и сохранности! Тогда жители Шумера, чтобы не сбиться со счёта, начали помогать себе рисунками. Из сырой глины они делали небольшие лепёшки и рисовали на них то, что хотели сосчитать. Для этого они пользовались заточенной палочкой, а когда глина высыхала, рисунок надолго сохранялся.

12 слайд

Описание слайда:

Так, начав со знаков для счёта, постепенно шумеры перешли к письменности! Они рисовали птиц, растения, скот и многие другие предметы и со временем заметили, что не обязательно подробно рисовать птицу, можно упростить рисунок и ту же птицу изобразить большим значком, похожим на неё. Главное, договориться с теми, кто будет читать, что этот значок обозначает именно птицу! Но тогда надо было научить других людей понимать эти значки, иначе никто не смог бы прочесть то, что там написано. Так возникла необходимость в школах и учителях! Но как было трудно выучить такое количество значков! И тут появилась новая мысль: обозначать значками не предметы, потому что их все не перечислить, а только слова, обозначающие эти предметы. И тогда знаки для предметов превратились в знаки для слов.

Ответ оставил Гость

К теме: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

После того как люди научились разговаривать и овладели устной речью, прошло немало времени, прежде чем они научились писать и читать. Да и необходимость в письменной речи возникла не сразу. Тысячи лет люди передавали свои знания и опыт из уст в уста, пользуясь только устной речью. Но произнесённое слово нельзя закрепить: оно быстро исчезает и остаётся лишь в памяти того, кто его слышал. Первыми письменными знаками, которые люди придумали оставлять друг другу, были рисунки на скалах и в пещерах. Древнейший вид письма - письмо рисунками, учёные назвали его пиктографией. Такие древнейшие письма найдены и прочитаны специалистами. Это письма, написанные древними жителями Шумера, Египта, Китая, Индии. Кстати, пиктографией мы пользуемся нередко и сейчас: например, вывеска, на которой изображён ботинок или сапог, сообщает нам, где находится обувная мастерская, а нарисованный калач подскажет, где можно купить хлебобулочные изделия.

Но с течением времени возможностей пиктографии тоже стало не хватать: в жизни людей появились земледелие и скотоводство. А чтобы понять, как это связано с возникновением письма, надо перенестись в далёкое прошлое. Примерно в 4-м тысячелетии до нашей эры в Азии, между реками Тигр и Евфрат, образовалось государство Шумер. В этом государстве жили трудолюбивые люди, которые своим трудом сделали его богатым и процветающим. С возникновением земледелия и скотоводства у них появились излишки зерна, а растущее поголовье скота давало приплод, молоко и шерсть - людям понадобилось вести счёт этому богатству.

Сначала шумеры считали по пальцам рук - можно было считать десятками, по нескольку раз пересчитывая пальцы (мы и теперь часто считаем десятками!). Затем они стали брать в расчёт не только пальцы, но и суставы пальцев - получился счёт на 60 (вот откуда в часе 60 минут, а в минуте - 60 секунд!). Но их богатства росли, и тогда шумеры стали помогать себе рисунками. Из глины они лепили дощечки и заострённой палочкой рисовали на них то, что хотели сосчитать. После этого глина высыхала - рисунок сохранялся надолго. Со временем шумеры стали упрощать свои рисунки: вместо того, чтобы каждый раз рисовать, например, козу, они изображали какой-нибудь простой значок- главное, договориться, что этим значком обозначена коза. Так появилась необходимость учить других людей понимать общепринятые знаки, ведь иначе никто не смог бы прочесть таких записей.

Конечно, большинство людей не умели ни читать, ни писать, а грамотные люди (ими обычно были писцы) были в большом почёте. Со временем появились первые школы, учителя и учебники. Но выучить все значки, которыми можно было бы обозначить многочисленные предметы, оказалось делом очень непростым. И тогда появилась мысль обозначать значками не предметы и явления окружающего мира, а только слова. Так значки для предметов превратились в значки для слов. И это тоже придумали шумеры. В их первой письменности многие значки обозначали не всё слово, а только часть его - слог. Древнее шумерское письмо называют слоговым письмом.
---------Нашла в интернете-----------

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...