Заседания. Соглашение об упрощении процедур торговли I. Консультирование и информирование

Встреча лидеров "Группы двадцати" 15-16 ноября в Турции будет проходить в условиях крайне нестабильной мировой экономической конъюнктуры. Во многих странах по-прежнему наблюдается вялый экономический рост, и новые рабочие места создаются крайне медленно. Из-за этой двойной проблемы, только усугубившейся после недавних колебаний в финансовой сфере, миллионы людей теряют надежду на благополучное будущее.

Как члены Международного делового консультативного совета "Деловой двадцатки", представляющего рекомендации бизнеса "Группе двадцати", мы не согласны с тем, что такая ситуация должна оставаться неизменной, учитывая, какие трудности она создает для огромного количества людей. Мы считаем своим долгом способствовать тому, чтобы в течение следующих десятилетий каждый имел шанс преуспевать и развиваться. Но бизнес не может в одиночку обеспечить процветание и перспективы развития. Поэтому необходимо новое соглашение между лидерами "Группы двадцати", бизнесом и гражданским обществом, способное возобновить экономический рост и содержащее четыре простых обязательства, которые в совокупности смогут обеспечить необходимое развитие экономики и создание новых рабочих мест.

Первым приоритетом должна стать ратификация Соглашения об упрощении процедур международной торговли ВТО (Trade Facilitation Agreement - TFA). Упрощение процедур торговли может звучать как мудреная концепция, но ничто лучше не соединяет мир торговой политики с реальной международной торговлей. Соглашение призвано устранить ненужные задержки и бюрократическую волокиту при перемещении товаров через границу - то есть те факторы, которые увеличивают глобальные затраты на международную торговлю, по приблизительным оценкам, на 12%.

Оно содержит положения, которые позволят существенно ускорить многие административные процедуры, связанные с перемещением товаров через границу, таможенной очисткой, а также устанавливает меры для эффективного сотрудничества между таможенными и другими соответствующими органами по вопросам упрощения процедур торговли и соблюдения таможенных правил. TFA было на протяжении нескольких лет объектом внимания бизнес-сообщества в рамках "Деловой двадцатки".

Во многом именно благодаря активной позиции предпринимателей стало возможно его заключение в рамках ВТО. По оценкам ОЭСР, реализация этих договоренностей сократит затраты, связанные с внешней торговлей, на 11-16%. Страны с активно развивающейся экономикой, в том числе БРИКС, выиграют больше, чем развитые. Для России сокращение издержек прогнозируется на уровне 14,6%. Соглашение позволит создать новые значительные возможности для предпринимателей в развивающихся странах, что может способствовать созданию до 21 миллиона рабочих мест. По оценке Международной торговой палаты, объем мировой торговли должен вырасти на 1 трлн долл. в год.

Реализация механизмов, заложенных в соглашении, особо актуальна для России, поскольку во многом именно за счет избыточных требований к оформлению необходимых документов, возникающих из-за межведомственных рассогласований, перемещение товаров через границу требует значительно больше времени и обходится заметно дороже, чем в мировой практике. Это приводит к снижению конкурентоспособности экспорта, росту цен на импорт, слабым позициям России в мировых рейтингах. Ратификация нашей страной Соглашения об упрощении торговли откроет путь как к совершенствованию правовых рамок ВЭД, так и к технической реализации концепции "Единого окна" во внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время каждый член ВТО поддерживает это соглашение. Но из 107 стран (две трети от всех членов), ратификация которыми необходима для вступления в силу TFA, лишь 17 это уже сделали (среди членов "двадцатки" это Австралия, Китай, Южная Корея, Япония и США). Правительство России подготовило законопроект о ратификации. Планируется, что он будет принят до конца года. Мы призываем все страны, которые еще не одобрили TFA, действовать сейчас, для того чтобы международная торговля стала фактором роста для всех.

Второй приоритет - существенное улучшение доступа малых и средних предприятий (МСП) к финансированию. Малый и средний бизнес часто сталкивается со значительными проблемами при получении доступного финансирования, которое имеет ключевое значение для их роста. Необходимо создание новых нормативных условий и среды регулирования, улучшающих процедуру финансирования МСП. Учитывая ключевое значение этого вопроса, должны быть рассмотрены все возможные средства: от финансирования цепочек поставок до краудфандинга и от равноправного кредитования (P2P finance) до прямых инвестиций в малые и средние предприятия.

В России необходимость поддержки МСП является крайне актуальной. РСПП активно работает над схемами поддержки средних компаний, которые обладают потенциалом для роста, экспорта своей продукции и импортозамещения. Вместе с другими общероссийскими деловыми ассоциациями мы оцениваем и отбираем качественные и проработанные проекты, которые будем консолидировано лоббировать в таких структурах, как Фонд развития промышленности, Российский фонд прямых инвестиций и других. Необходима выработка единого подхода бизнеса к деятельности институтов поддержки с точки зрения технологии отбора проектов.

В-третьих, мы должны совершенствовать рынки труда, чтобы улучшать возможности трудоустройства для молодежи и женщин. Несмотря на то что компетенции и таланты молодых людей и женщин остаются основными источниками социального и экономического потенциала, они несоразмерно страдают от безработицы, неполной занятости и того, что занимают менее защищенные рабочие места. Подобное отсутствие перспектив не только ослабляет экономику, но также сдерживает развитие нашего общества. Среди стран "двадцатки" особенно остро проблема молодежной безработицы стоит в некоторых развивающихся странах и членах Европейского союза: в ЮАР ее уровень превышает 50%, в Италии - более 40%. В России, несмотря на достаточно невысокие показатели общей безработицы, среди молодежи, по данным Международной организации труда, она равна почти 14%.

Мы верим, что правительства, частный сектор и гражданское общество вместе могут сделать больше. Многие компании уже сотрудничают с другими заинтересованными сторонами, чтобы создать больше возможностей для женщин и молодежи. Наиболее успешные из этих подходов должны быть распространены и масштабированы.

Наконец, правительства должны подготовить и опубликовать четкие стратегии для развития инфраструктуры, необходимой для роста экономики. Современная экономика требует наличия масштабной инфраструктуры, в том числе в сфере транспорта, энергетики, водоснабжения и телекоммуникаций. К 2030 году мир столкнется с дефицитом глобальных расходов на инфраструктуру в размере 15-20 трлн долл.

В то время как государство может возглавить работу по устранению этого разрыва посредством принятия финансовых обязательств и ясных, надежных и всеобъемлющих дорожных карт, частный сектор должен сыграть главную роль в финансировании и завершении конкретных проектов.

Вместе эти четыре инициативы обеспечат прочный фундамент для более уверенного и устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе - роста, который позволит улучшить жизнь людей во всем мире. От имени мирового делового сообщества мы готовы и стремимся помогать в реализации этой новой повестки для создания глобальных возможностей. Мы призываем лидеров "Группы двадцати" и руководителей международных институтов присоединиться к нам. Вместе мы можем построить уверенное будущее для сообществ, семей и людей, которые рассчитывают на наше лидерство.

Инфографика: Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Елена Шмелева

Г.В. Баландина

руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов,

старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

СОГЛАШЕНИЕ ОБ УПРОЩЕНИИ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ ВТО И ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: ОБЩЕЕ И СПЕЦИФИЧЕСКОЕ

ДОКЛАД

(Международная научно-практическая конференция «Перспективы совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза (международный и региональный опыт) и технологические аспекты реализации механизма «единого окна», г. Люберцы 19-20 ноября 2014)

Соглашение всеобъемлющее и включает наиболее полный набор мер по процедурам упрощения торговли. Официального перевода на русский язык окончательного текста Соглашения пока нет. Существует множество вариантов перевода: Соглашение о содействии торговле, Соглашение об упрощении процедур торговли, Соглашение об облегчении торговли.

Таможенный контроль перемещения товаров через таможенную границу должен осуществляться не в ущерб торговле. Поэтому в контексте Соглашения более уместно говорить о содействии торговле как противовесе осуществлению таможенного контроля.

История переговоров об упрощении процедур торговли насчитывает уже насколько десятилетий. Начало переговорам было положено в начале 1990-х годов. Позже вопрос об упрощении процедур торговли был включен в повестку дня ВТО на Сингапурском совещании министров в декабре 1996 года.

В следующий раз вопрос упрощения процедур торговли обсуждался на Министерской конференции ВТО в Дохе в ноябре 2001 года. В декларации, принятой по итогам заседания, указывалось, что переговоры по упрощению процедур торгов-

- 78 -

ли будут проведены после пятой сессии Конференции на уровне министров, которая пройдет в 2003 году.

В августе 2004 года решением Генерального совета ВТО был одобрен так называемый июльский пакет. В приложении D к решению описаны модальности и механизм проведения переговоров по содействию торговле.

В период с 2009 по 2013 год вырабатывался консолидированный текст переговоров, который служил основой дальнейшего обсуждения вплоть до принятия окончательного текста Соглашения. Текст редактировался 19 раз, прежде чем принял окончательный вид Соглашения о содействии торговле, которое было одобрено Министерской конференцией на Бали в декабре 2013 года.

Протокол о вступлении в силу Соглашения в установленный срок в июле 2014 года не получил одобрения Генерального совета ВТО, так как Индия воспользовалась своим правом вето и выступила против. В настоящее время Индия и США предложили компромиссные решения, после их одобрения другими членами ВТО можно рассчитывать на скорое вступление Соглашения в силу.

Новая редакция Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) разрабатывалась Всемирной таможенной организацией (ВТамО) в 1990-х годах. Параллельно в рамках Всемирной таможен- ной организации начались переговоры по упрощению процедур торговли. В чем причина того, что в рамках двух между- народных организаций одновременно возникли переговоры по одному и тому же вопросу? Возможно, регулирования, которое предлагала Киотская конвенция, было недостаточно?

Соглашение об упрощении процедур торговли предусматривает разного рода обязательства стран-участниц по упрощениям, но не конкретизирует и не детализирует их. Например, Соглашение предусматривает, что таможенный контроль должен осуществляться на основе анализа рисков и управления

- 79 -

ими, но не содержит деталей. Киотская конвенция и последующие рекомендации Всемирной таможенной организации всесторонне описывают эту тему.

Еще одно отличие – разная степень обязательств стран-участниц. Генеральное приложение к Киотской конвенции однозначно предусматривает обязанность всех участников привести в течение от 3 до 5 лет свое законодательство в соответствие с положениями Конвенции. Далее все зависит от добросовестности участника Конвенции в соблюдении своих международных обязательств.

Соглашение о содействии торговле войдет в приложение 1А к Марракешскому соглашению. Это означает, что его исполнение станет обязательным для стран – членов ВТО, а неисполнение обязательств, предусмотренных нормами Соглашения, может служить для других членов поводом для обращения в Орган по разрешению споров ВТО.

Представители бизнеса в целом очень позитивно оценивают перспективы вступления в силу Соглашения. Это подтверждают результаты многочисленных исследований, проведенных в том числе международными организациями. Например, для малых предприятий, на долю которых во многих странах приходится до 60% ВВП, упрощение процедур торговли означает возможность освоения зарубежных рынков и представления на них своей продукции, что в некоторых странах недоступно в связи с высокими административными барьерами. Для развивающихся стран упрощение процедур торговли может стать серьезным стимулом к развитию.

Структурно Соглашение состоит из трех разделов:

раздел I содержит набор упрощений процедур торговли с разной степенью обязательности;

раздел II содержит специальный и дифференцированный режимы, которые позволят развивающимся и наименее развитым странам самостоятельно определять, каким образом они будут реализовывать положения Соглашения;

- 80 -

раздел III содержит положения, согласно которым создается постоянный комитет по упрощению процедур торговли в рамках ВТО.

Соглашение предусматривает следующие упрощения процедур торговли.

1. Транспарентность, прозрачность и открытость. Данные меры включают в себя:

– публикацию законов и других актов, регулирующих процедуры импорта, экспорта и транзита, включая информацию о пунктах пропуска, ставках пошлин и сборов, правил классификации и т.д.;

– доступность информации в Интернете о процедурах импорта, экспорта и транзита, включая рекомендации по практическим шагам для импорта, экспорта и транзита товаров;

– создание информационных центров для предоставления необходимых сведений участникам ВЭД;

– предоставление информации о новых законах и иных нормативных актах до вступления их в силу с возможностью заинтересованных лиц дать свои комментарии;

– проведение регулярных консультаций между органами, действующими на границе, и заинтересованными лицами.

2. Стабильность действия правил : предоставление предварительных решений, которые должны быть действительны в течение разумного периода времени после выдачи, если законы, факты или обстоятельства не изменились.

ОЭСР в своих исследованиях высоко оценивает эффективность предварительных решений как мер упрощения процедур торговли. Принятие таких решений позволяет участникам ВЭД заранее просчитать условия сделки (например, какая к товару будет применяться таможенная пошлина). Действие предварительного решения по отдельным вопросам таможенного регулирования в течение определенного срока обеспечивает импортерам и экспортерам уверенность в том, что после

совершения сделки таможенные органы не пересмотрят свое

- 81 -

решение, не пересчитают таможенные платежи. Соглашение предусматривает, что предварительное решение может быть отменено ретроспективно («задним числом») только в случае, если оно было принято таможенным органом на основе недостоверных или недействительных сведений.

Таможенное законодательство Таможенного союза пред- усматривает, что таможенные органы принимают предвари- тельные решения по вопросам классификации и страны происхождения товаров. Соглашение, кроме этого, рекомендует странам-участницам принимать предварительные решения и по иным вопросам, в том числе по вопросу методологии определения таможенной стоимости, что является весьма актуальным для импортеров стран Таможенного союза.

3. Защита прав и законных интересов участников ВЭД : меры включают право на обжалование любого административного решения в вышестоящий орган или суд; право на проведение повторного испытания товара; уведомление о задержании товара и, на что особенно важно обратить внимание, принцип соразмерности наказания тяжести совершенного право- нарушения.

4. Соглашение содержит набор процедур ускорения таможенных формальностей , известный еще из Киотской конвенции. В частности, они включают предварительную подачу документов в электронном виде, применение системы управления рисками при проведении таможенного контроля; постаудит; ускоренный выпуск скоропортящихся грузов и грузов, перевозимых авиатранспортом; сотрудничество ведомств на границе, проведение совместного контроля.

Важный пункт – разделение выпуска товара и уплаты таможенных платежей и использование финансовых гарантий для обеспечения быстрого выпуска. Таможенное законодательство Таможенного союза в настоящее время, напротив, предусматривает, что уплата таможенных платежей является условием

выпуска товара.

- 82 -

5. Сокращение требований к документации в связи с им- портом, экспортом и транзитом: признание электронных копий; использование международных стандартов требований к документации; однократность предоставления сведений в электронном виде в рамках «единого окна».

6. Снижение издержек торговли : отказ от предотгрузочной инспекции, добровольность в выборе таможенного брокера – темы, не актуальные для России, Беларуси и Казахстана.

7. Упрощение процедуры транзита имеет важное значение, в особенности для развивающихся и наименее развитых стран, не имеющих выхода к морю. Рекомендации, содержащиеся по этому вопросу в Соглашении, направлены на максимальное сокращение требований к лицам при использовании процедуры транзита и ее максимальную унификацию.

Так, Соглашение рекомендует странам-участницам: создание отдельной инфраструктуры для транзитных перевозок, запрет на транзитные сборы и иные ограничения транзита, предварительную обработку информации, применение генеральных финансовых гарантий, ограничение на применение таможенного конвоя только крайними обстоятельствами.

8. Таможенное сотрудничество в части обмена информацией, взаимных запросов и предоставления информации с це- лью верификации предоставленных документов и сведений.

Экономические эффекты от вступления в силу Соглашения оцениваются международными организациями очень оптимистично.

По оценкам ОЭСР, новое Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли может сократить торговые издержки почти на 14,5% для стран с низким уровнем дохода и на 10% для стран с высоким уровнем доходов1. В Докладе Международного экономического форума содержатся еще более внушительные цифры. Эта международная организация пришла к выводу, что сокращение барьеров в це

почке поставок за счет улучшения администрирования и транспортно-коммуникационной инфраструктуры может при- вести к росту мирового ВВП на 4,7%, а мирового экспорта – на 14,5%. При этом, по подсчетам МЭФ, полная отмена тарифов может дать гораздо меньший эффект – 0,7% роста мирового ВВП и 1,1% роста экспорта2.

Вне зависимости от статуса Соглашения и его обязательности для России и других государств – членов Таможенного союза регуляторы могли бы использовать его положения уже сегодня для настройки институтов таможенного администрирования в сторону содействия торговле.

Материал для публикации на информационном ресурсе “РТА:НАУКА” предоставлен организатором конференции – Евразийской экономической комиссией

Федеральным законом от 02.03.2016 N 38-ФЗ "О принятии Протокола о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации" Российская Федерация (далее - РФ) приняла Протокол о включении Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли в Приложение 1A к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО.

В подготовке проекта Соглашения ВТО об упрощении процедур торговли (далее - Соглашение) наша страна принимала участие как в лице Федеральной таможенной службы, так и через представителей российской стороны в Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК).

Соглашение вступает в силу после его ратификации двумя третями членов ВТО (108 государств).

Примечание. Более половины от этой цифры стран - членов ВТО, включая РФ, уже ратифицировали Соглашение.

По оценкам Минэкономразвития России, выгода для российской экономики от упрощения процедур может составить примерно 21 млрд. долл.

Структурно Соглашение состоит из преамбулы, 24 статей и разделено на 3 части (раздела):

  • раздел I "Основные обязательства";
  • раздел II "Положения о специальном и дифференцированном режиме для развивающихся и наименее развитых стран";
  • раздел III "Институциональные механизмы и заключительные положения".

Примечание. К соглашению предусмотрено одно приложение - форма уведомления Комитета по упрощению процедур торговли участником Соглашения (член-донор) о содействии и поддержке для наращивания потенциала, оказываемой развивающимся странам-членам и наименее развитым странам-членам.

Основу Соглашения составляет раздел I, так как именно в нем сосредоточены положения, относящиеся к статьям V, VIII, X Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - ГАТТ-1994).

Например, статьи 1 - 5 развивают положения статьи X ГАТТ-1994. Статьи 6 - 12 основаны на статьях V, VIII ГАТТ-1994.

При этом можно отметить положения, не применяемые национальной практикой либо утратившие свою актуальность. Так, например, статья 9 Соглашения рекомендует разрешать перемещение товаров, предназначенных для импорта, в пределах своей территории под от таможенного пункта въезда до другого таможенного пункта на его территории, где товары будут очищены и выпущены.

С учетом перспектив применения в РФ так называемой технологии удаленного выпуска, когда прибывший товар размещается на временное хранение в месте ввоза (Приказ ФТС России от 01.11.2013 N 2081 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования"), отпадает необходимость в его перевозке под таможенным контролем.

Статьей 10 Соглашения запрещается применять предотгрузочную инспекцию в отношении тарифной классификации и таможенной оценки (подп. 5.1). Данный институт хотя и предусмотрен национальным законодательством (Статья 28 ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"), но в РФ никогда не применялся.

Подпункт 6.1 статьи 10 Соглашения предполагает использование на альтернативной основе. Вместе с тем право ЕАЭС и законодательство РФ о таможенном деле не рассматривают обращение к услугам таможенных представителей в качестве обязанности для декларантов и иных заинтересованных лиц.

Приведенные выше примеры единичны, в целом же Соглашение предполагает как дальнейшее развитие (продолжение) отдельных правовых конструкций, так и ряд нормативных новелл, требующих не только последующей имплементации, но и технического воплощения (например, использование "Единого окна").

Обратимся к некоторым таможенно-правовым институтам.

I. Консультирование и информирование

Глава 2 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), глава 4 ФЗ от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).

Статья 1 Соглашения предусматривает создание:

  • доступного и исчерпывающего информационного ресурса по ВЭД (печатный, веб-сайт);
  • информационного центра (центров) по предоставлению необходимой информации заинтересованным лицам в сфере ВЭД, включая виды и формы документов.

В Российской Федерации официальные источники информации о таможенном регулировании, таможенно-тарифных мерах, о запретах и ограничениях, о мерах защиты внутреннего рынка, об ответственности и порядке обжалования представлены печатными изданиями, веб-сайтами. При этом ни один из приведенных источников информации не отвечает в полной мере требованиям пунктов 1, 2 статьи 1 Соглашения, то есть нигде не публикуются все документы, содержащие правила внешнеторгового товарооборота и ответственность за их нарушения.

Например, в "Российской газете", Собрании законодательства РФ не размещаются решения ЕЭК, акты Суда ЕАЭС. "Таможенные ведомости" ограничиваются в основном приказами ФТС России.

Примечание. Несмотря на соответствующие распоряжения Правительства РФ от 24.09.2012 N 1763-р "Об официальном опубликовании решений Суда Евразийского экономического сообщества"; от 22.08.2013 N 1479-р "Об опубликовании решений Совета и Коллегии Евразийской экономической комиссии".

Веб-сайты (интернет-порталы) не размещают исчерпывающую информацию для участников ВЭД.

Примечание. Сайт http://pravo.gov.ru не содержит актов ЕАЭС; на сайте http://www.ved.gov.ru отсутствуют сведения о таможенных правилах (таможенные операции, процедуры и другие аспекты таможенного регулирования), об ответственности в области таможенного дела; http://www.eurasiancommission.org не размещает национальные нормативные правовые акты в области внешней торговли.

Ни один из официальных веб-сайтов не предлагает заинтересованным лицам доступную информацию о практических шагах, необходимых для осуществления импорта, экспорта и транзита товаров.

Примечание. Можно отметить, например, памятку для участников ВЭД на сайте Федеральной таможенной службы, но ее востребованность вызывает сомнение. См.: URL: http://ved.customs.ru/images/stories/5/pamiatka_ved_blok%20n%20s_ispr.pdf .

В Российской Федерации и ЕАЭС не функционируют информационные центры, осуществляющие консультационно-разъяснительную работу в сфере внешней торговли товарами (пункт 3 статьи 1 Соглашения).

Отдельные функции ФТС России частично решают данную задачу посредством консультирования и информирования. Вместе с тем такая услуга ограничена только вопросами, касающимися таможенного законодательства (И иными вопросами, входящими в компетенцию таможенных органов (пункт 1 статьи 11 ТК ТС)), она не оказывается по обращениям о подтверждении или принятии решения об определении кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), стране происхождения товаров, о подтверждении или об определении таможенной стоимости товаров, об арифметическом исчислении сумм подлежащих уплате таможенных платежей в отношении конкретных товаров (Приказ ФТС России от 09.06.2012 N 1128).

На региональном уровне веб-сайты (информационные ресурсы) по внешнеэкономической деятельности не предлагают тематическую нормативную правовую базу, практические рекомендации, консультационные площадки.

Для исправления ситуации и соответствия требованиям Соглашения желательно включать в официальные печатные издания РФ акты права ЕАЭС, акты Суда ЕАЭС. На профильных официальных веб-сайтах необходимо размещать весь комплекс сведений о правилах внешнеторгового товарооборота, о порядке совершения таможенных операций (нормативные правовые акты, а также в форме конкретных разъяснительных инструкций, блок-схем). Публикуемые таможенные правила требуется увязывать с ответственностью лиц (уголовной, административной) за их несоблюдение.

Интернет-порталы региональных таможенных управлений должны содержать доступную (для поиска и восприятия) информацию о таможенных операциях, проводимых в портах, аэропортах и других пунктах пропуска через таможенную границу (с учетом режима и специфики работы соответствующих органов и структурных подразделений - подп. "а" п. 1.1 ст. 1 Соглашения).

Предстоит создать сервисы по информированию и консультированию заинтересованных лиц (Желательно в реальном времени и с возможностью обращения в любую таможню для решения конкретных вопросов, разъяснения сложившихся ситуаций). При этом представляется возможным расширить тематику консультационных услуг, оказываемых таможенными органами (определением таможенной стоимости товаров, исчислением таможенных платежей, выбором таможенных процедур и другими вопросами), сохраняя при этом рекомендательный характер получаемой информации (В отличие от предварительных решений таможенных органов, которые являются обязательными при декларировании товаров).

II. Предварительные решения

Соглашением (статья 3) предполагается принятие предварительных решений по классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, по стране происхождения товаров и дополнительно по таможенной стоимости товаров, по таможенным льготам, квотам и по другим востребованным вопросам. То есть перечень тем, по которым могут приниматься предварительные решения, остается открытым.

В обязательной части действующее таможенное законодательство отвечает требованиям статьи 3 Соглашения (Статьи 52 - 57, п. 4 статьи 58 ТК ТС, статьи 108, 111 ФЗ "О таможенном регулировании"). В Российской Федерации сформирована и продолжает расширяться практика принятия предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (Реестр принятых предварительных решений).

Можно ожидать, что активизация тематики принятия предварительных решений, связанной с прямыми обязанностями участников ВЭД (декларантов), будет способствовать стабильности совершения таможенных операций, формированию единой практики, снижению конфликтных ситуаций, прогнозированию таможенных издержек.

Примечательно, что Таможенный кодекс РФ 1993 года (Часть 1 статьи 393 Таможенного кодекса РФ 1993 года) предусматривал возможность принятия предварительных решений в том числе и по таможенной стоимости товаров, по размерам таможенных платежей и по другим вопросам применения актов законодательства РФ по таможенному делу в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной операции. Однако на практике, кроме решений о классификации товаров, другие направления (с 1993 по 2003 г.) реализованы не были.

Примечание. Таможенный кодекс РФ 2003 года (ст. 41) уже ограничил предварительные решения классификацией товаров и страной их происхождения.

III. Разделение процедур выпуска и выдачи окончательного решения по таможенным платежам

Пункт 3 статьи 7 Соглашения предлагает меры по ускоренному выпуску ввозимых товаров до уплаты таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с данным пунктом таможенные органы вправе потребовать уплаты таможенных платежей после выпуска товаров (при условии обеспечения такой уплаты), а также обеспечения уплаты штрафных санкций, если выявлены признаки правонарушения.

В настоящее время выпуск ввозимых товаров до уплаты таможенных пошлин, налогов предусмотрен ТК ТС и применяется в порядке, определенном ст. 197 "Выпуск товаров до подачи таможенной декларации".

Примечание. Таможенные пошлины, налоги подлежат уплате до истечения срока подачи таможенной декларации, а именно не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров.

В отличие от Соглашения, ст. 197 ТК ТС позволяет выпускать товары только уполномоченного экономического оператора либо отдельные категории товаров.

Примечание. Товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, продукция военного назначения, товары, подвергающиеся быстрой порче, международные почтовые отправления, экспресс-грузы и другие товары.

Для уполномоченного экономического оператора гарантия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (Один миллион евро) является обязательной (независимо от вида выпускаемых товаров) и выступает одним из условий получения данного статуса.

Примечание. За исключением ввоза товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, продукции военного назначения, а также гуманитарной и технической помощи.

Выпуск товаров в случае обнаружения правонарушения под обеспечение (гарантию) уплаты штрафа законодательством РФ не предусмотрен.

Согласно подп. 3.1 ст. 7 Соглашения выпуск до уплаты таможенных платежей допускается при условии, что все прочие требования законодательства были соблюдены. То есть с учетом обеспечения можно рассчитывать на выпуск товаров без последующих ограничений прав пользования и распоряжения ими.

Понятно, что возможность использования ввезенных товаров в коммерческой, производственной или иной предпринимательской деятельности, что называется, "с колес" будет интересна бизнесу и востребована на практике.

С правовой точки зрения потребуется пересмотреть институты выпуска и таможенного декларирования на предмет их разделения относительно уплаты таможенных платежей. Например, связывать платеж не с выпуском товаров, а с подачей (последующей) таможенной декларации.

Нормативное закрепление выпуска товаров, явившихся предметами таможенного правонарушения (нарушения таможенных правил), под обеспечение уплаты штрафа осложняет необходимость обоснования избирательного подхода к штрафам за нарушения таможенных правил и вызывает неопределенность обеспечиваемых сумм. Например, если размеры обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов имеют некоторые ориентиры (ст. 88 ТК ТС "Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов"), то суммы штрафа всегда производны, так как варьируются в установленных пределах (от наименьшего к наибольшему) (Например, от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, - ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, от ста тысяч до трехсот тысяч рублей - ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ), а их определенность есть результат рассмотрения дела по существу (с учетом всех обстоятельств и оценки собранных доказательств).

Из приведенных примеров видно, что сравнительно небольшое количество статей Соглашения содержит немало ориентиров для таможенного и иного нормотворчества, что потребует также и решения технико-организационных задач по воплощению в жизнь принимаемых юридических новелл.

Набрав минимально необходимое количество ратификаций со стороны 110 членов ВТО, Соглашение по упрощению процедур торговли вступило в силу, торжественно сообщил Генеральный директор ВТО Роберту Азеведу на пресс-конференции 22 февраля 2017 года. Последними ратифицировавшими Соглашение странами стали Иорданское Королевство, Оман, Республика Руанда и Республика Чад.

Напомним, что текст Соглашения по упрощению процедур торговли был согласован по результатам 9-й Министерской конференции ВТО, прошедшей в декабре 2013 г. на о. Бали (Индонезия). Необходимость заключения этого Соглашения связана с тем, что меры по упрощению процедур торговли способны значительно снизить затраты по торговым сделкам, в том числе стоимость таможенной очистки импортных и экспортных грузов (подробнее об истории заключения Соглашения и его основных целях читайте в «Мостов» от 7 марта 2014 г.). Процесс разработки Соглашения и публичного обсуждения его отдельных частей был впервые инициирован еще в 2004 г. и в общей сложности занял около 9 лет.

О внесении изменений
в Марракешское соглашение об
учреждении Всемирной
торговой организации

Соглашение
об упрощении процедур торговли

Преамбула

Принимая во внимание переговоры, запущенные в соответствии с Дохийской министерской декларацией;

Учитывая и подтверждая мандат и принципы, содержащиеся в пункте 27 Дохийской министерской декларации (WT/MIN(01)/DEC/1) и в Приложении D Решения о Дохийской рабочей программе, принятого Генеральным Советом 1 августа 2004 г. (WT/L/579), а также в пункте 33 Приложения Е к Гонконгской министерской декларации (WT/MIN(05)/DEC);

Намереваясь прояснить и улучшить соответствующие положения статей V , VIII и ГАТТ 1994 с целью дальнейшего ускорения перемещения, выпуска и таможенной очистки товаров, включая транзитные товары;

Признавая особые потребности развивающихся и особенно наименее развитых стран Членов и желая усилить помощь и поддержку в наращивании потенциала в этой области;

Признавая необходимость эффективного сотрудничества между Членами по вопросам упрощения процедур торговли и соблюдения таможенных правил,

Настоящим соглашаются о нижеследующем:

_____________________________

*(1) Для целей подсчета количества документов о принятии в соответствии со статьей Х.3 Соглашения ВТО, Документ о принятии в отношении самого ЕС и его государств-членов считается документом о принятии числом Членов, равным числу государств-членов ЕС, которые являются Членами ВТО.

*(2) Каждый Член по своему усмотрению вправе устанавливать на таких веб-сайтах правовые ограничения в отношении такого описания.

*(3) В соответствии с этим пунктом: а) до или после совершения действий на основании предварительного решения должностное лицо, официальная служба или орган, принявшие решение, вышестоящий или независимый административный орган или судебная власть; и b) Член не обязан предоставлять заявителю обращения возможность воспользоваться пунктом 1 статьи 4 .

*(4) При этом понимается, что предварительное решение о происхождении товара может быть оценкой происхождения для целей Соглашения по правилам происхождения, если решение соответствует требованиям настоящего Соглашения и Соглашения по правилам происхождения. Таким же образом, оценка происхождения по Соглашению по правилам происхождения может быть предварительным решением о происхождении товара для целей настоящего Соглашения, если решение отвечает требованиям обоих соглашений. Члены не обязаны создавать отдельные механизмы, на основании этого положения в дополнение к тем, которые уже созданы в соответствии с Соглашением по правилам происхождения для оценки происхождения при условии выполнения требований настоящей статьи.

*(5) Административное решение в данной статье означает решение, имеющее юридическую силу, которое затрагивает права и обязанности конкретного лица в конкретном случае. При этом понимается, что административное решение в данной статье охватывает административные действия в понимании статьи X ГАТТ 1994 или несовершение административного действия или непринятие административного решения, установленных законодательством и правовой системой Члена. Для целей решения вопросы, связанные с такими нарушениями вместо права на обжалование и пересмотр, предусмотренного подпунктом 1 "а" , Члены могут использовать альтернативные административные механизмы или возможности судебных процедур для того, чтобы давать указания таможенным органам оперативно принять административное решение.

*(6) Ничто в настоящем пункте не препятствует Членам признавать административное бездействие по обжалованию или пересмотру решением в пользу заявителя в соответствии с их законами и иными нормативными правовыми актами.

*(7) Каждый Член может определить сферу и методологию такой оценки среднего времени выпуска в соответствии с его потребностями и возможностями.

*(21) Страны Члены могут также включать информацию о национальных планах или проектах по упрощению торговли, национальном органе или организациях, ответственных за применение, а также о донорах, с которыми Член может иметь договоренности о предоставлении содействия.

*(22) Такие договоренности должны быть на взаимно согласованных условиях, как на двусторонней основе, так и с привлечением соответствующих международных организаций, в соответствии с пунктом 3 статьи 21 .

*(23) Предоставленная информация будет отражать основанный на спросе характер предоставления содействия и поддержки для наращивания потенциала.

*(24) Включают в себя статьи V:7 и X:1 ГАТТ 1994 и дополнительную сноску к статье VIII ГАТТ 1994 года.

  • Раздел I
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...