Единый типовой устав. Утверждены типовые уставы для юридических лиц. Переход к типовому уставу

Минэкономразвития, наконец, разработало Типовой устав, который в настоящее время находится на обсуждении и размещен на официальном сайте. Скачать Типовой устав, разработанный министерством можно у нас на сайте по данной .

В 2015 году Президентом РФ был подписан ФЗ № 209 от 29.06.2015г., который внес изменения в Гражданский кодекс и закон о госрегистрации юрлиц. Одним из наиболее важных изменений стало то, что новый закон разъяснил, как юридические лица могут применять типовую форму устава с 2016 года, ведь сама возможность появилась еще раньше. Давайте разберемся, какие именно организации могут использовать Типовой устав, в каких случаях, а когда это невозможно.

Напомним, что согласно действующей редакции Гражданского кодекса, юридические лица должны иметь Устав, а с 2014 г. у них появилась возможность применять Типовой устав (ФЗ № 99 от 05.05.2014г.). В данном случае типовая форма - значит общая для всех юридических лиц. Однако в 2014 г. не были прописаны все тонкости возможности применения таких уставов, а позже были выявлены различные противоречия в действующих положениях российского законодательства. Новый же ФЗ № 209 внес существенные поправки в Гражданский кодекс, в частности, в статью 52, где, наконец, разъяснил важные моменты применения Типовых уставов (ТУ).

Какие изменения влечет введение Типового устава для юридических лиц?

Как именно отразится на бизнесе введение новой формы учредительного документа?

Согласно Гражданскому кодексу с 2014 г. ООО в своей деятельности может применять принятый учредителями Устав либо Типовой устав, утвержденный уполномоченным государственным органом.

То есть использовать типовую форму или нет - право юридического лица и его участников согласно законодательству РФ. Также не устанавливается специальных условий и требований на применение Типового устава, кроме, ограничения по организационно-правовой форме - только ООО может применять ТУ.

Нужно ли подавать на регистрацию Типовой устав вместе с другими документами?

Сдавать на госрегистрацию Типовой устав в налоговый орган не надо. Необходимо лишь отразить желание использовать ТУ в заявлении, представляемом на госрегистрацию, и в соответствующем решении учредителей организации. Данные о том, что общество действует на основании Типового устава ООО будут в дальнейшем внесены в ЕГРЮЛ.

Надо ли вносить изменения в Типовой устав и регистрировать их в ИФНС?

При применении ТУ изменение сведений о компании (местонахождение, наименование и т. д.) делается только в ЕГРЮЛ. То есть вносить правки в бумажный вариант не потребуется, так как типовая форма не предусматривает данных о юрлице, в частности, о наименовании (в том числе фирменном), месте нахождения, учредителях, размере их долей и т. д. Поэтому для регистрации изменений ООО необходимо лишь подать заявление на внесение изменений в ЕГРЮЛ.

Будет ли проще вести бизнес с компаниями, которые применяют Типовой устав?

Предполагается, что именно применение ТУ позволит улучшить и упростить взаимоотношения с контрагентами организации. Так, введение Типового устава с 2016 года позволит обеспечить более быструю проверку благонадежности контрагента ввиду того, что предпринимателям не придется тратить время на запрашивание и ожидание получения учредительных документов контрагента, изучение его Устава, на предмет возможных ограничений по оказываемым услугам и заключаемым сделкам и т. д. Необходимо будет лишь изучить стандартную форму, размещенную на сайте ведомства, или сообщить своему партнеру о том, что ваше общество применяет типовую форму устава.

Кроме утверждения положений о Типовом уставе ООО 2016 ФЗ № 209 также внес следующие изменения, касающиеся как юридических лиц, так и ИП:

  • Сокращен срок госрегистрации юрлиц и ИП - с пяти до трех дн.;
  • Уточнили, что сведения о филиалах и представительствах юрлица подлежат отражению только в ЕГРЮЛ, а в Уставе они фиксироваться не должны.

Кто может применять Типовой устав с 2016 года

Применять типовую форму устава согласно ФЗ могут только ООО (по крайней мере пока). При этом как вновь регистрируемые общества, так и уже действующие.

Для вновь организуемых юрлиц, выбравших типовую форму устава, на госрегистрацию необходимо будет представить заявление по утвержденной форме и Решение учредителей, в котором будет прописано, что организация планирует применять ТУ и другие необходимые документы. Однако сам Типовой устав подавать и регистрировать в ИФНС не нужно.

Для уже действующих юрлиц, решивших перейти на ТУ, нужно будет представить в налоговый орган Решение о применении данной формы и заявление на внесение изменений в ЕГРЮЛ. Каких-либо ограничений, по времени перехода и представлении указанных документов, законодательство не содержит.

Можно ли отказаться от использования Типового устава

Каких-то жестких ограничений ФЗ № 209 не установил не только на применение Типового устава ООО, но и на отказ от него. Так, отказаться от применения типовой формы устава ООО с 2016 года организация может в любой момент. Для этого будет необходимо представить в налоговый орган следующие документы:

  • Решение о переходе на Устав, учрежденный участниками общества, и отказ от применения типовой формы;
  • Разработанный и подписанный учредителями Устав;
  • Пакет документов на госрегистрацию изменений, вносимых в учредительные документы.

Обратите внимание, что несмотря на последние изменения, форма непосредственно типового устава на данный момент так и не разработана, не утверждена и не размещена в сети Интернет. Как и не определено ведомство, на которое будет возложена обязанность по разработке данного документа.

Плюсы и минусы применения Типовых уставов

Забегая вперед, можно предположить, что на первых порах применение Типовых уставов вызовет много вопросов и спорных ситуаций. Рассмотрим вкратце возможные плюсы и минусы данного нововведения

Плюсы применения ТУ:

  • Экономия средств на услуги юристов по разработке Устава;
  • Облегчение взаимодействия с контрагентами и экономия времени на запрос учредительных документов;
  • Отсутствие необходимости представления Устава в ИФНС при регистрации ООО;
  • Упрощенный порядок регистрации изменений в ЕГРЮЛ;

Минусы применения ТУ:

  • Отсутствие возможности более гибкого составления текста Устава под непосредственную деятельность конкретной организации;
  • Недоработанность и «сырость» проекта на первых этапах его применения.

Однако, как и многие нововведения, пока рано говорить, каким именно будет применение Типовых уставов для ООО с 2016 года, будет ли это действительно удобно или, напротив, принесет существенные сложности. Время покажет, а мы будем следить за данной темой и дальше.

См. также:

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной налоговой службе.

2. Установить, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

3. Разрешить Федеральной налоговой службе иметь до 8 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 27 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

4. Установить:

предельную численность работников центрального аппарата Федеральной налоговой службы в количестве 1051 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 47 547 тыс.рублей (в расчете на квартал);

предельную численность работников территориальных органов Службы в количестве 166 000 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 3 929 331,2 тыс.рублей (в расчете на квартал).

5. Федеральной налоговой службе оказать работникам, высвобождаемым в связи с преобразованием Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, содействие в трудоустройстве, а при невозможности трудоустройства - предоставить гарантии и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Установить, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федеральной налоговой службы находятся организации, находившиеся в ведении преобразованного Министерства Российской Федераций по налогам и сборам.

7. Согласиться с предложением Министерства финансов Российской Федерации о размещении в установленном порядке центрального аппарата Федеральной налоговой службы в г. Москве, ул. Неглинная, д,23/6, строение 1.

8. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федераций от 27 февраля 1999 г. N 254 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1299);

постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 992 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 254" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 37, ст. 4492);

постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 301 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 15, ст. 1597);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 783 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 43, ст. 4242);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1019 "Вопросы Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 142);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N 81 "Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст. 649);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 469 "О дачном строении "Баковка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2691);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2002 г. N 649 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 36, ст. 3486);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2003 г. N 729 "О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 49, ст. 4781).

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Положение о Федеральной налоговой службе

I. Общие положения

1. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

2. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

3. Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

II. Полномочия

5. Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор за:

5.1.1. соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

5.1.2. представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.1.3. выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;

5.1.4. фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.1.5. осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

5.1.6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

5.1.7. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

5.1.8. проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

5.2. выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:

5.2.1. производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;

5.2.2. производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;

5.2.3. производство табачных изделий;

5.2.4. учреждение акцизных складов;

5.2.5. осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;

5.2.6. проведение всероссийских лотерей;

5.3. осуществляет:

5.3.1. государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

5.3.2. установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;

5.4. регистрирует в установленном порядке:

5.4.1. договоры коммерческой концессии;

5.4.2. контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.5. ведет в установленном порядке:

5.5.1. учет всех налогоплательщиков;

5.5.2. государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;

5.5.3. сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;

5.5.4. реестр лицензий на производство табачных изделий;

5.5.5. реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений;

5.5.6. Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

5.5.7. реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;

5.5.8. единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;

5.6. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

5.7. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

5.8. принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

5.9. устанавливает (утверждает):

5.9.1. форму налогового уведомления;

5.9.2. форму требования об уплате налога;

5.9.3. форму заявления о постановке на учет в налоговом органе;

5.9.4. форму уведомления о постановке на учет в налоговом органе;

5.9.5. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

5.9.6. форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;

5.9.7. форму и требования к составлению акта налоговой проверки;

5.9.8. форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению;

5.9.9. форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;

5.9.10. форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;

5.9.11. форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;

5.9.12. форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;

5.9.13. форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;

5.9.14. форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;

5.9.15. перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира;

5.9.16. форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;

5.9.17. форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

5.9.18. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

5.9.19. форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

5.9.20. форму заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес;

5.10. разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации;

5.11. представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

5.12. рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей;

5.13. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

5.14. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.15. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.16. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.17. обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов Службы;

5.18. организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

5.19. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

5.20. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.21. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

5.22. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.

7. Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Руководитель Федеральной налоговой службы:

9.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

9.2. представляет Министру финансов Российской Федерации:

9.2.1. проект положения о Службе;

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.4. предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

9.3. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Службы;

9.4. назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке заместителей руководителей территориальных органов Службы;

9.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной налоговой службе;

9.6. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.7. утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Место нахождения Федеральной налоговой службы - г. Москва.

В числе наиболее примечательных законодательных инициатив последних лет — внедрение механизмов применения российскими предпринимателями типовых уставов хозяйственных обществ. Что представляют собой данные документы? Каким образом их можно задействовать?

Типовой устав для ООО — это учредительный документ хозяйственного общества, который владельцы бизнеса вправе использовать в целях упрощения процедуры государственной регистрации Общества, а также регламентации его деятельности. На законодательном уровне внедрение механизмов применения типового устава ООО в правовое поле РФ осуществляется с 2014 года. Но только в 2018 году ожидается окончательное закрепление данных механизмов в нормативных актах. Соответственно, после этого будет возможно практическое применение типового устава.

Основными его преимуществами можно назвать:

  • возможность применения упрощенного документа вместо индивидуализированного устава, составление которого может потребовать значительных сил и средств от владельцев бизнеса (поскольку к такому уставу законодатель выдвигает ряд строгих требований);
  • сведение к минимуму риска отказа Налоговой службой в регистрации ООО на основании неверных формулировок в уставе (при использовании типового это попросту невозможно, поскольку формулировки в нем априори будут соответствовать законодательству);
  • отсутствие обязанности сдавать типовой устав в ФНС при регистрации фирмы — достаточно в регистрационной форме лишь сослаться на факт его применения в хозяйственной деятельности ООО (в то время как индивидуализированный документ необходимо предоставлять в ведомство).

Таким образом, типовой устав по задумке законодателя — это, фактически, номинальный учредительный документ, наличия которого и не требуется в обособленном виде. Вместе с тем, его юридическая сила выше, чем у устава индивидуализированного. Типовой устав прописывается в законе, и владельцы бизнеса декларируют готовность следовать его положениям, равным по юридической силе нормам закона. Таким образом, типовой устав обязателен для исполнения хозяйственным обществом равно так же, как обязательны другие нормы федерального законодательства.

В свою очередь, индивидуализированный устав — это источник норм на локальном уровне. Положения в нем не должны противоречить нормам права с большей юридической силой. В частности, тем, что закреплены в федеральном законодательстве.

Изучим теперь то, каким образом может происходить практическое применение типового устава. Рассмотрим механизмы, в рамках которых может осуществляться регистрация ООО с типовым уставом.

Нужно отметить, что данные механизмы не следует считать полностью официальными, поскольку они, а также порядок действий участников правоотношений в их рамках, пока что не утверждены на уровне нормативных актов. Но их содержание вполне логично следует из действующих норм законодательства, а также из практики применения традиционных механизмов регистрации ООО владельцами бизнесов.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Практическое применение типового устава: регистрация ООО

Применение типового устава владельцами бизнеса на практике возможно в рамках 3 основных сценариев:

  1. Непосредственно при регистрации новой фирмы.
  2. При решении владельцев действующего бизнеса перейти с типового на традиционный устав.
  3. При решении владельцев действующей фирмы перейти с традиционного на типовой устав.

В первом сценарии предполагается осуществление привычной процедуры регистрации ООО , но в ее рамках будет использоваться регистрационная форма — Р11001 , в которой может отражаться тот факт, что фирма предпочтет работать по типовому уставу. Кроме того, ожидается, что у учредителей фирм появится обязанность ссылаться на факт следования типовому уставу в решении об учреждении ООО.

Во втором сценарии владельцам фирмы, вероятнее всего, будет необходимо:

  • на общем собрании учредителей принять решение о том, что фирма желает начать работу по типовому уставу;
  • направить в Налоговую службу заявление по установленной форме об изменении в ЕГРЮЛ о юридическом лице (скорее всего, это также будет форма Р14001 , в которой могут быть предусмотрены разделы для указания сведений о переходе хозяйствующего субъекта на типовой устав);
  • проинформировать о том, что ООО будет следовать типовому уставу, тех или иных управомоченных лиц (например, банк — если условия кредитного договора предписывают предприятию информировать кредитора об изменениях в учредительных документах).

В третьем сценарии владельцам фирмы, вероятнее всего, нужно будет:

  • разработать индивидуализированный устав;
  • на общем собрании собственников принять решение о том, что фирма не будет работать на основании типового устава, а также о том, что будет применяться традиционный;
  • направить в ФНС документ об изменениях (форму Р13001), решение общего собрания, текст нового устава, документ о перечислении пошлины.

Безусловно, указанные механизмы будут действовать в рассмотренном порядке лишь предположительно. В любом случае, даже по факту принятия на законодательном уровне необходимых норм, владельцам бизнесов при переходе на типовой устав (или при исходной регистрации фирмы по нему) будет крайне полезно запрашивать консультации у представителей ФНС. Позже, когда правоприменительный механизм применения типового устава будет отлажен, действия бизнесов уже могут приобретать более автономный характер.

Бесплатная подготовка документов для регистрации ООО и удобная онлайн бухгалтерия доступна вам на сервисе «Мое Дело ».

На данный момент окончательная редакция типового устава ООО на законодательном уровне еще не утверждена. Но с содержанием законопроекта, в соответствии с которым рассматриваемый документ, вероятнее всего, будет принят, можно ознакомиться на странице http://regulation.gov.ru/projects#npa=50223 на сайте Правительства России.

Как только данный законопроект будет принят, то после этого на уровне ведомственных распоряжений будет реализован механизм информирования ФНС о порядке действий при получении от налогоплательщиков желания работать по новому уставу. Сведения о том, как применять рассматриваемый документ на практике, заинтересованные лица, прежде всего, учредители хозяйственных обществ, смогут получить при обращении в Налоговую службу.

Вместе с тем, о каких-либо конкретных сроках окончательного принятия соответствующих законодательных инициатив пока не известно. Регулирующие ведомства пока не дают по данному вопросу каких-либо официальных комментариев. Но правомерно ожидать их в ближайшем будущем.

Основной фактор реализации рассматриваемых законодательных инициатив — обозначенная Правительством России цель, которая заключается в обеспечении высоких позиций нашей страны в международных рейтингах, связанных с предпринимательством — например, в рейтинге Doing Business. Один из критериев установления высокого места в нем — простота регистрации юридического лица. Возможность использовать типовой устав ООО, очевидно, способствует данной простоте. Поэтому, в появлении соответствующего правового механизма в обозримом будущем, а также в скором формировании достаточного опыта бизнесов в пользовании им (и опыта ФНС — в контроле над данной процедурой) Правительство России очевидным образом заинтересовано.

Дата публикации: 07.07.2015 12:30 (архив)

29 июня, Президент РФ подписал два федеральных закона, которые вносят изменения в Гражданский кодекс, в закон о госрегистрации юридических лиц и предпринимателей, а также в федеральные законы, регулирующие деятельность хозяйственных обществ (Федеральный закон от 29.06.15 № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов» и Федеральный закон от 29.06.15 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). В частности, поправки разрешают обществам с ограниченной ответственностью действовать на основании типового устава, разработанного уполномоченным госорганом. Кроме этого, сокращен срок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, а также введена норма о том, что в уставах не нужно отражать сведения о филиалах и представительствах. Изменения вступят в силу с 29 декабря 2015 года (за исключением нормы, позволяющей акционерным обществам не указывать в уставах сведения о филиалах).

Типовые уставы

Как известно, устав - это учредительный документ, на основании которого ООО осуществляют свою деятельность (п. 3 ст. 89 ГК РФ , п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» , далее - Закон об ООО). Основным учредительным документом акционерного общества также является устав (п. 3 ст. 98 ГК РФ , ст. 11 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» , далее - Закон об АО).

В настоящее время типовые уставы можно использовать при госрегистрации вновь создаваемых юридических лиц. Однако осуществлять деятельность организации вправе только на основании уставов, утвержденных учредителями (п. 1 и п. 2 ст. 52 ГК РФ). Один из законов меняет эту ситуацию для ООО. Такие организации смогут действовать на основании типовых уставов, не требующих специального утверждения со стороны участников общества.

Отметим, что акционерные общества применять типовые уставы в своей деятельности не смогут. Для этого необходимо будет внести соответствующие изменения в Закон об АО .

Что такое типовой устав?

Законодательство содержит определенный перечень информации, которая должна быть отражена в уставе, утвержденном учредителями ООО (п. 4 ст. 52 ГК РФ , п. 2 ст. 12 Закона об ООО). В частности, в уставе нужно прописать права и обязанности участников, сведения о составе и компетенции органов управления ООО, о порядке и последствиях выхода участника из общества, о порядке перехода доли к другому лицу, о порядке хранения документов общества и представления их заинтересованным лицам и другие сведения. Это значит, что разработчик устава должен обладать определенными знаниями и навыками, чтобы составить учредительный документ с учетом всех предъявляемых к нему требований. При этом далеко не у всех учредителей ООО при внесении в устав указанных сведений возникает необходимость прописывать какие-то особенности, характерные только для их организации.

Пока форма типового устава не утверждена. Однако уже сейчас известно, что принятая уполномоченным госорганом форма типового устава будет размещена на сайте ФНС России. Распечатывать типовой устав и представлять его в налоговую инспекцию не потребуется.

«Для целей регистрации юридического лица не потребуется представлять типовой устав в регистрирующий орган ни в бумажной форме, ни в форме электронного документа, что будет способствовать сокращению затрат как предпринимателей, так и регистрирующего органа (хранение, выдача удостоверенных экземпляров устава)».

Перечень сведений, которые должны содержаться в типовом уставе, перечислен в новом пункте 2.1 статьи 12 Закона об ООО . Однако этот список является открытым, поскольку в уставе могут быть указаны и иные сведения, не противоречащие Закону об ООО и иным федеральным законам.

Типовой устав не будет содержать «персональные» данные общества с ограниченной ответственностью. Речь идет о наименовании организации, месте ее нахождения и о размере уставного капитала. Согласно закону, данные сведения будут указываться в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Переход на типовой устав

Законодатели предусмотрели, что ООО смогут выбирать, на основании какого учредительного документа осуществлять деятельность - типового устава, размещенного на сайте ФНС России, или устава, утвержденного учредителями.

Для вновь создаваемых организаций (в том числе, путем реорганизации) вопрос о выборе устава нужно решить на этапе создания. Если учредители сочтут, что организация будет действовать на основании типового устава, то они должны сообщить об этом в решении об учреждении ООО и в заявлении о госрегистрации.

Действующие ООО смогут перейти на типовые уставы в любой момент. Для этого потребуется направить в налоговую инспекцию два документа: решение участников о переходе на типовой устав и заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ (п. 2.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» , далее - Закон № 129-ФЗ). Заметим, что обратный переход - с типового устава на устав, утвержденный учредителями, - также возможен в любой момент. Это предусмотрено новой редакцией статьи 12 Закона об ООО .

Последствия перехода на типовой устав

Если ООО примет решение действовать на основании типового устава, то в дальнейшем организации будет проще менять сведения о своем наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала. Ведь для этого потребуется представить только заявление о внесении изменений в сведения о юрлице, которые содержатся в ЕГРЮЛ.

Если же ООО будет применять устав, утвержденный учредителями, то изменения, внесенные в устав, придется регистрировать. А эта процедура более сложная. Для госрегистрации таких изменений нужно подать документы, перечисленные в пункте 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ , и заплатить госпошлину.

Представление устава заинтересованным лицам

На практике может возникнуть необходимость предъявить устав третьим лицам (например, контрагентам, суду, участникам общества или аудитору). Как можно будет представить типовой устав, размещенный на сайте ФНС России? Законодатели предусмотрели, что в таких случаях достаточно будет уведомить, что ООО действует на основании типового устава. Заинтересованные лица смогут бесплатно ознакомиться с типовым уставом на сайте ФНС России.

Кроме этого, информация о том, что ООО действует на основании типового устава, будет содержаться в ЕГРЮЛ.

Из пояснительной записки к законопроекту

При использовании типовых уставов учредителям юридических лиц не потребуется квалифицированная правовая помощь для составления устава, контрагенты юридических лиц смогут сократить время на проверку учредительных документов, а регистрирующий орган может не проверять соответствие устава законодательству.

Филиалы и представительства

Благодаря новым законам, организации будут избавлены от необходимости указывать в уставах сведения об открытии (закрытии) филиала или представительства, а также уведомлять об этом налоговый орган. Одна из поправок предусматривает, что АО может создавать филиалы и открывать представительства в соответствии с положениями Гражданского кодекса (новая редакция пункта 6 статьи 5 Закона об АО ; начала действовать с 1 июля 2015 года). Гражданский кодекс в настоящее время не требует указывать в уставах сведения о филиалах и представительствах. В новой редакции пункта 5 статьи 5 Закона об ООО прямо сказано, что информация о филиалах и представительствах отражается в ЕГРЮЛ.

Заметим, что принятые законы не обязывают ООО и АО исключить из своих уставов уже имеющиеся в них сведения о филиалах и представительствах.

Срок регистрации юридических лиц и ИП

Отметим еще одну поправку, внесенную в Закон № 129-ФЗ . Законодатели сократили срок, который отводится налоговым органам на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сейчас налоговики должны зарегистрировать новую организацию или ИП в течение пяти рабочих дней. После вступления изменений в силу, этот срок составит три рабочих дня, отсчитываемых со дня представления необходимых документов (

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...