Авианесущий крейсер адмирал кузнецов габариты. Такр «адмирал кузнецов»: сравнение с авианосцами нато. Великая Отечественная война

Начало проектных работ по созданию крейсера проекта 1143.5 - 1978 год. Работы ведутся ленинградским ПКБ. Первый вариант – усовершенствованный аванпроект тяжелого авианесущего крейсера 1143. Проектирование ведется согласно научно-исследовательской работе под названием «Ордер», являющейся военно-экономическим обоснованием авианесущего крейсера с ядерной установкой проекта 1160.

Проектирование велось на основе следующих проектов:
- аванпроект 1160 – авианосец водоизмещением 80 000 тонн;

Проект 1153 – большой крейсер с авиационным вооружением (50 ЛА), водоизмещением 70 00 тонн. Заложенных и построенных кораблей нет;
- проектный авианосец, рекомендованный Минсудпромом, водоизмещение 80 000 тонн, самолетов и вертолетов до 70 единиц;
- проект 1143М – авианосец, имеющий на вооружении сверхзвуковые самолеты типа Як-41. Это третий авианосный корабль проекта 1143 – 1143.3. Был заложен с 1975 году, принят в 1982 году, выведен из состава в 1993 году;
- проект 1143А – авианосец проекта 1143М с увеличенным водоизмещением. Четвертый построенный авианесущий крейсер. Заложен в 1978 году, принят в 1982 году. С 2004 года проходила модернизация корабля для индийских ВМС. Принят в состав ВМС Индии в 2012 году.
- тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 – это следующая пятая модификация проекта 1143 и пятый, построенный авианесущий крейсер.

В октябре 1978 года, постановлением Совета Министров СССР Министерству Обороны было поручено разработать тактико-техническое задание на проект корабля 1143.5, Министерству судостроительной промышленности выдать эскизный проект и технический проект к 1980 году. Предположительное начало серийного строительства кораблей проекта 1143.5 – 1981 год, окончание – 1990 год. Закладка и строительство кораблей - стапель «О» николаевского судостроительного завода.

Эскизный проект подготовили к 1979 году, в этом же году его одобрил главнокомандующий ВМФ С.Горшков. Через несколько месяцев, в 1980 году, глава военного ведомства Д.Устинов подписывает директиву Генерального штаба, в которой говорилось о необходимости изменения проекта 1143.5. Теперь срок готовности технического проекта отодвигался на 1982 год, строительство на 1986-91 годы. В апреле 1980 года, главнокомандующий ВМФ С.Горшков утверждает тактико-техническое задание с внесенными изменениями проекта. Летом 1980 года все задействованные стороны – министерство судостроительной промышленности, министерство авиационной промышленности, Военно-Воздушные Силы и Военно-Морской Флот признают разработку проекта корабля 1143.5 полностью выполненной.

Однако изменения проекта продолжаются. Использование на корабле проекта 1143.5 авиационного вооружения прорабатывалось согласно постановлению Совета Министров СССР. В конце 1980 года ЦНИИ военного кораблестроения корректирует тактико-техническое задание на проект корабля 1143.5. Тогда же принимается решение о постройке второго корабля проекта 1143.4 (1143А) вместо корабля проекта 1143.5. Однако в дальнейшем проект снова дорабатывают - технический проект 1143.42. В начале весны 1981 года от ГУК ВМФ на николаевский судостроительный завод поступает договор на производство заказа 105. Осенью 1981 года в проект корабля внесли изменения – водоизмещение увеличили на 10 тысяч тонн. Далее в проект вносятся следующие изменения:
- установка на борт корабля ПКР «Гранит»;
- увеличение авиационного вооружения до 50 единиц;
- трамплинный взлет самолетов без использования катапульты;

Окончательный технический проект 1143.5 был готов к марту 1982 года. Принят постановлением Совета Министров СССР № 392-10 от 7.05.1982 года.

1 сентября 1982 года корабль проекта 1143.5 заложили на модернизированном стапеле «О» николаевского судостроительного завода и присвоили название «Рига» с заводским номером 105. Через два месяца корабль переименовывают в «Леонид Брежнев». В декабре 1982 года началась установка 1-го блока корпусной конструкции. Кстати, это был первый корабль, состоящий из 24-х блоков корпуса. Блоки шириной корпуса, длиной 32 метра, высотой 13 метров, весом до 1.7 тыс. тонн. Надстройки корабля также устанавливались в виде блока.

Все двигательные и энергетические системы были заказаны на 1983-84 год. Их монтаж и установка велась на уже частично собранном корпусе, что привело к вскрытию палуб и некоторых переборок и сильно замедлило весь процесс строительства. Первые фотографии нового корабля, сделанные со спутника, появились во французской прессе в 1984 году, готовность ТАКР на этот год составляла 20 процентов.

Корабль спущен со стапеля в конце 1985 года, вес корабля не превышал 32 тысяч тонн, готовность корабля оценена на 35.8 процентов. В 1986 году главным конструктором проекта 1143.5 назначают П.Соколова. В середине 1987 года корабль снова переименовывают – теперь он стал называться ТАКР «Тбилиси», готовность корабля оценивается в 57 процентов. Идет задержка постройки корабля (ориентировочно на 15 процентов) из-за срыва поставок различного оборудования. На конец 1988 года готовность ТАКР оценивается на 70 процентов. Ориентировочная стоимость корабля на 1989 год составила около 720 миллионов рублей, из них почти на 200 миллионов идет задержка поставок оборудования и систем. В этом же году был назначен новый главный конструктор Л.Белов, готовность корабля оценена на 80 процентов. На корабле установлено около 50-ти процентов радиоэлектронного оборудования и систем, большая часть оборудования прибыла на корабль в 1989 году.

Первый выход корабля в море произвели 20.10.1989 года. Его разрешили официально все участники проекта. Из готовых решений на корабле, была готова к применению авиагруппа. Выход корабля был завершен 25.11.1989 года. Испытания авиагруппы начинаются 1.11.1989 года – Су-27К первым совершил посадку на палубу. Сразу после посадки произвел взлет с палубы ТАКР МиГ-29К.

Укомплектование корабля вооружением и радиоэлектронным оборудованием закончено к 1990 году, полная готовность корабля оценивается на 87 процентов. Ходовые заводские испытания были проведены весной-летом 1990 года. В октябре 1990 года корабль последний раз меняет свое название, которое носит и поныне – ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». За время 1-го этапа проводимых испытаний корабль успешно прошел более 16 тысяч миль, более 450 раз взлетали самолеты с палубы корабля. Госиспытания первого ТАКР проекта 1143.5 окончены 25.12.1990 года, после которых его принимают в состав ВМФ. Дальнейшие испытания корабля проходили до 1992 года на Черном море, после которых он уходит в состав Северного флота.

Проектное развитие корабля:
- усовершенствование проекта 1143 – было предложено пять вариантов, основные прорабатываемые узлы: катапульта, аварийный барьер, аэрофинишеры, КТУ. Водоизмещение до 65 000 тонн. Основное вооружение: 12 пусковых ПКР «Гранит»;

Проект 1143.2 – следующий вариант усовершенствования корабля. Основные прорабатываемые узлы: две катапульты, увеличенный ангар, летная палуба. Водоизмещение до 60 000 тонн. Основное вооружение: авиагруппа в составе 42 ЛА (часть из которых возможно вертолеты);
- эскизный вариант проекта 1143.5 – предложенный вариант прорабатывали по возможности докования. Водоизмещением до 65 000 тонн. Вооружение – авиагруппа из 52 машин (30 самолетов и 22 вертолета) и 12 пусковых ПРК «Гранит»;
- проект 1143.5 (Устинова-Амелько) – изменения проекта корабля под требования министерства обороны. Прорабатываемы узлы: трамплин, КТУ или АЭУ проектов 1143.4/1144. Водоизмещение до 55 000 тонн. Основное вооружение: 12 пусковых ПКР «Гранит» и авиагруппа из 46 самолетов типа Як-41;
- проект 1143.5 (ЦНИИВК) – подкорректированный проект ЦНИИ военного кораблестроения. Водоизмещение до 55 000 тонн. Прорабатываемые узлы: добавлена катапульта резерва, уменьшена конструкция корпуса, уменьшен запас авиационного топлива. Основное вооружение: авиагруппа в составе 46-ти ЛА (самолёты укороченного и вертикально взлета типа Як-41).
- проект 1143.42 – подкорректированный проект в пользу второго корабля проекта 1143.4. Водоизмещение до 55 000 тонн. Прорабатываемые узлы: увеличение палубы, катапульта. Основное вооружение: авиагруппа в составе 40 ЛА (присутствуют самолеты ДРЛО), ПКР «Базальт»;
- проект 1143.42 (корректировка МО) – откорректированный проект по решению военного ведомства. Водоизмещение - до 65 000 тонн. Прорабатываемые узлы: трамплин. Основное вооружение: 12 пусковых ПКР «Гранит», авиагруппа в составе 50 ЛА.

Устройство и конструкция ТАКР проекта 1143.5
Конструктивно корабль состоит из 24-х блоков, весом около 1.7 тысячи тонн. Корпус сварного исполнения с 7 палубами и 2 платформами. При строительстве корабля использовали два крана «Кане» финского производства, грузоподъемность каждого 900 тонн. Корпус корабля покрыт специальным радиопоглощающим покрытием. Если условно поделить корабль на этажи, то их количество составит 27 этажей. Всего внутри корабля выполнено 3857 помещений различного назначения, из которых отметим: каюты 4-х классов – 387 помещений, кубрики – 134 помещений, столовые – 6 помещений, душевые – 50 помещений. При строительстве корабля было использовано более 4 тысяч километров кабельных трасс, 12 тысяч километров труб различного назначения. Корабль получил сквозную палубу площадью более 14 000 м2 с трамплином под углом 14.3 градуса в носовой части корабля. На трамплине и кромках углов палубы установлены профилированные обтекатели. На взлетную палубу самолеты доставляются 40-тонными подъемниками (правый борт) на нос и корму корабля. Ширина палубы – 67 метров. Участок посадочной полосы длиною 205 метров и шириной 26 метров расположен под углом 7 градусов. Поверхность палубы покрыта специальным противоскользящим и термостойким покрытием «Омега», а участки вертикального взлета/посадки покрыты термостойкими плитами «АК-9ФМ». С левой и правой стороны от пусковых идут две взлетные полосы (длина разбега 90 метров), которые сходятся в верхнем окончании трамплина. Третья взлетная полоса длиной 180 метров (левый борт ближе к корме). Для обеспечения защиты обеспечивающего персонала и ЛА от взлетающих самолетов на палубе используют дефлекторы с охлаждением. Для посадки ЛА на палубу используют аэрофинишеры «Светлана-2» и аварийный барьер «Надежда». Посадку самолета осуществляют с помощью радиосистемы ближней навигации и оптической системы посадки «Луна-3». Закрытый ангар длиною 153 метра, шириною 26 метров и высотою 7.2 метра вмещал 70 процентов штатной авиагруппы. В нем так же хранятся тягачи, пожарные машины специальный комплекс средств для обслуживания ЛАК. В ангаре выполнена цепная полуавтоматическая система транспортировки штатных ЛА, транспортировка ЛА на палубе производится с помощью тягачей. Ангар разделен на 4 отсека складными огнеупорными шторами с электромеханическим управлением, для обеспечения противопожарной безопасности. Конструктивная защита надводной части корабля экранированного типа, внутренние защитные преграды – композитные конструкции по типу сталь/стеклопластик/сталь. Основным материалом выбрали высокопрочную сталь (предел текучести 60 кгс/мм2). Цистерны авиатоплива, топлива и боезапаса защищены с помощью локального коробчатого бронирования. Впервые при строительстве отечественных кораблей применяют подводную конструктивную защиту. Глубина ПКЗ около 5 метров. Из 3-х продольных перегородок, вторая была бронированной многослойного типа. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении 5-ти смежных отсеков, длиной не более 60 метров.

Силовая – котлотурбинного типа, состоящая из 8 новых паровых котлов, 4 главных турбозубчатых агрегатов ТВ-12-4, обеспечивающих общую мощность 200 000 л.с. Движители – 4 винта с фиксированным шагом.

Энергетика – 9 турбогенераторов, общей мощностью 13500 кВт, 6 дизельных генераторов общей мощностью 9000 кВт.

Вооружение и оснащение ТАКР проекта 1143.5
12 подпалубных ПУ ударного ПКР «Гранит» размещены у самого основания трамплина. Пусковые прикрыты бронекрышками заподлицо с палубой. Системы постановки помех 4 ПУ ПК-10 и 8 ПУ ПК-2М с боекомплектом 400 выстрелов (СУ "Терция").

Зенитное вооружение корабля – 4 модуля зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» с боезапасом 192 ракеты, 8 модулей ЗРАК «Кортик» с боезапасом 256 ракет, 48 000 снарядов. Модули установлены побортно, обеспечивая круговой обстрел воздушных целей.

Артиллерийское вооружения корабля – три батареи АК-630М с боезапасом 48 000 боеприпасов.

Противоторпедное вооружение корабля – две 10-ствольные установки РБУ-12000, установленные в корме побортно. Боезапас 60 РГБ.

Авиагруппа – по проекту 50 ЛА. На 2010 год в его составе находились 18 Су-33, 4 Су-25Т, 15 Ка-27 и 2 Ка-31.

Радиотехническое вооружение и оборудование корабля – 58 систем и комплексов, основные из них:
- БИУС «Лесоруб»;
- СОИ «Тройник»;
- комплекс дальнего целеуказания «Коралл-БН»;
- многофункциональный РЛК «Марс-Пассат» с фазированной антенной решеткой;
- трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА»;
- двухкоординатная РЛС «Подкат» обнаружения низколетящих воздушных целей;
- комплекс навигации «Бейсур»;
- оборудование связи «Буран-2»;
- станции активных помех МП-207, МП-407, ТК-Д46РП;
- РЛС управления полетами «Резистор»;
- комплекс радиоэлектронной борьбы «Кантата-1143.5»;
- комплекс гидроакустики «Полином-Т»;
- станции гидроакустики «Звезда-М1», «Амулет», «Алтын»;
- навигационные радиолокационные станции «Наяда-М», «Вайгач-У»;
- станция звукоподводной связи «Штиль»;
- система космической связи «Кристалл-БК»;
- система боевого управления ЛА «Тур-434»;
- телевизионная система посадки «Отведок-Раскрепощение»;
- станция наведения «Газон»;
- система автоконтроля «Контроль»;

Антенные устройства большинства систем и комплексов размещены на надстройке корабля. Радиосредства приемо-передачи - более 50 единиц. Это 80 трактов приема-передачи информации и данных, большая часть которых может работать одновременно.

Вспомогательное оборудование насчитывает более 170 наименований и состоит из 450 отдельных единиц.

Спасательные средства корабля – командирский катер проекта 1404, два катера проекта 1402-Б, два 6-весельных яла (проект ЯЛ-П6), 240 ПСН-10М (спасательные плотики в контейнерах).

Основные характеристики ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»:
- длина – 304.5 метра;
- ширина КВЛ/палуба – 38/72 метра;
- осадка – 10.5 метра;
- высота трамплина над водой – 28 метров;
- водоизмещение стандарт/полн/макс – до 46000/59000/67000 тонн;
- скорость эконом/макс – 18/32 узла;
- дальность эконом/макс хода – 8000/3800 миль;
- автономность – 1.5 месяца;
- личный состав корабля экипаж/летный состав – 1533/626 человек.

В этом году ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»:
- 08 января – в составе корабельной авианесущей группы ВМФ РФ вошел с Сирийский порт Тартус с официальным дружеским визитом;

16 февраля – в составе корабельной авианесущей группы ВМФ РФ завершил поход по Средиземному морю и возвращается в базу приписки Североморск;
- 2012-17 гг – должна начаться модернизация корабля, работы будут проводиться производственным объединением «Севмаш».

Источники информации:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-5.html
http://flot2017.com/item/opinions/55248
http://www.atrinaflot.narod.ru/2_mainclassships/01_takr_11435/0_11435_1.htm
http://www.youtube.com/watch?v=163tmz19FQI

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» - корабль проекта 1143.5, единственный в составе Военно-морского флота России в своём классе, спущен на воду в 1987 году. В 1990 году назван в честь Адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова.

Начало. Предыстория

1945 год Согласован руководством СССР стратегия дальнейшего развития Военно-морского флота страны. В планы руководства министерства обороны не входило строительство авианосцев.

Категорически против такой позиции выступал Н.Г.Кузнецов (главнокомандующий ВМФ), который понимал важность, и необходимость наличия в строю авианосцев – оружия будущего, как он считал.

Благодаря усилиям адмирала, эти корабли были внесены в планы проектирования

1953 год Кузнецов смог добиться понимания и его усилиями был утвержден план разработки легкого авианосца (кодовое название «проект 85»). Основная цель авианосца прикрытие от атак самолетами противника кораблей на море

Проект предполагал строительство 8-ми легких авианосцев. Первые два должны были приняты на вооружение к концу 1960 года

1955 год Главком ВМФ Н.Г.Кузнецов был отправлен в отставку. Его место занял С.Г.Горшков, который не видел необходимости в развитии авиа несущих кораблей. Ведь руководством страны авианосцы были названы «оружием западного империализма»
60-е годы XX века «Проект 1123» – пробное использование противолодочных крейсеров для авианосного флота. Один крейсер мог размещать на своей палубе до 14 вертолетов КА-25. Проведя полноценные испытания проекта, стало понятно, что вертолеты не могут в полной мере обеспечить защиту кораблей в случае воздушной атаки
Вторая половина 60-х годов XX века Согласован и утвержден план, в основе которого лежало проектирование новых кораблей с возможностью размещение на борту самолетов с возможностью вертикального взлета.

В итоге появились корабли, разработанные по проекту 1143 («Киев»), скомплектовав самолетами ЯК-38.

Но, к сожалению, самолет ЯК-38 не был оснащен техническими и летными характеристика, позволявшими в полной мере осуществлять патрулирование зоны вокруг кораблей и при необходимости обеспечить прикрытие от воздушных атак противника.

В итоге, три боевых корабля типа «Киев» вместе с ТАКР (тяжёлый авианосный крейсер) проекта 114342 «Баку» который, по сути был улучшенным их вариантом, так и остались в составе вооруженных сил СССР крейсерами, чем авианосцами

1977 год Начало разработки авианосных кораблей проекта 11435. Один из кораблей в итоге получил название ТАКР «Адмирал Кузнецов»

История и боевые походы ТАКР

20 января 1991 года Авиакрейсер «Адмирал Кузнецов» приписан для несения службы в штат Северного флота. В этот день на борту корабля поднят военно-морской флаг СССР
Май 1991 года Атомный авианосец «Адмирал Кузнецов» зачислен в состав 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота
Декабрь 1991 года Крейсер «Кузнецов» отбыл в пункт прописки в поселок Видяево Мурманской области. Маршрут был произведен из Черного моря, обойдя вокруг Европы
1993 год Ознаменовался поступлением в состав авиационной группы корабля истребителей СУ-33
Декабрь 1994 — февраль 1995 год Проведение ремонтных работ главных котлов ТАКР «Кузнецов»
19 октября 1995 года При подготовке к полетам на борту «Адмирала Кузнецов» потерпел аварию вертолёт Ми-8. Во время рейда из-за сильных ветров летательный аппарат был опрокинут. Повреждений корабля не зафиксировано
23 декабря 1995 года Во главе отряда из двенадцати кораблей ТАКР (Тяжёлый авианесущий крейсер) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» вышел на боевую службу в Средиземное море. На борту крейсера находилась авиагруппа в составе 15 самолётов Су-33, одного Су-25УТГ и 11 вертолётов Ка-27. Во время похода проверены заявленные ТТХ авианосца «Адмирал Кузнецов».

Пролив Гибралтар был пройден через 10 суток похода

7 января 1996 года Крейсер ТАВКР «Адмирал Кузнецов» встал на якорь у берегов Туниса. За время этой стоянки — продолжавшейся до 17 января — был совершён обмен визитами с флотом США, в ходе которых совершались посадки как российских вертолётов на американский авианосец, так и американских вертолётов на палубу «Адмирала флота Советского Союза Кузнецова».

Кроме того, был проведён провоз российских пилотов на двухместных палубных самолётах США. В числе других иностранных гостей 7 января 1996 года борт крейсера посетил командующий 6-м флотом США адмирал Дональд Пиллинг

Август 2000 года Авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» принимал активное участие в крупных военных учениях, впоследствии включившись в операцию по спасению экипажа затонувшей подводной лодки К-141 «Курск». В результате этой трагедии был отменён второй поход на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года
С 2001 по 2004 год Крейсер находился на плановом среднем ремонте. Во время которого доработаны ТТХ «Адмирала Кузнецова»
27 сентября 2004 года В составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей в себя тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков», БПК «Североморск» и «Адмирал Левченко», атомную подводную лодку К-335 «Гепард» и суда обеспечения, авианосный крейсер вышел в Северную Атлантику.

Одной из основных задач учений была отработка взаимодействия кораблей при отражении атак условного противника и тренировка корабельных лётчиков при проведении полётов с палубы. Во время этого похода также проводились лётно-конструкторские испытания многоцелевого палубного самолёта Су-27КУБ

18 октября 2004 года Во время похода произошла авария с учебным самолетом Су-25УТГ. При посадке, было, произведено была неправильна рассчитана траектория и произошло сильный удар шасси с посадочной палубой.

В результате сломалось одно из шасси самолета, самолет смог зацепился посадочным гаком за трос аэрофинишёра и остановил пробег

5 сентября 2005 года Крейсер-авианосец «Николай Кузнецов» во время похода в Северной Атлантике потерпел две аварийные посадки истребителей Су-33 из-за обрыва троса аэрофинишёра.

Первый истребитель упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (лётчик — подполковник Юрий Корнеев — успел катапультироваться), второй самолёт удержался на палубе.

Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»), но оказалось, что из-за большой глубины это невозможно сделать. Командование ВМФ рассчитывает, что затонувший Су-33 разрушится сам

С 17 декабря 2013 по 17 мая 2014 года ТАКР «Адмирал Кузнецов» совершил новый поход на боевую службу в Средиземное море с заходом на материально-техническую базу ВМФ России в порту Тартус (Сирия). На крейсере поднял свой флаг заместитель командующего СФ контр-адмирал Виктор Соколов.

Находясь в Средиземном море, российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» действовал совместно с флагманом «Пётр Великий».

За время этого похода лётчики 279-го корабельного авиаполка приобрели значительный практический опыт проведения полётов с палубы авианесущего крейсера в открытом море, совершив более 350 вылетов с суммарным нахождением в воздухе около 300 часов

15 ноября 2016 года Авиагруппа ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» начала боевые вылеты против ИГИЛ в Сирийской республике
6 января 2017 года Официально решено об уменьшении числа вооруженных сил России на территории Сирийской республики. Это означало и возвращение домой ТАКР «Адмирал Кузнецов».
8 февраля 2017 года Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» остановился на своем порете прописке — Североморска, завершив дальний боевой поход. Этот боевой поход длился около 4-х месяцев, пройдя около 18 тыс.морских миль.

Окончив боевой поход тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и ТАКР «Адмирал Кузнецов» сделали настоящий морской салют из 15 артиллерийских выстрелов


По данным Минобороны Российской Федерации во время несения боевой службы авиационная группа приписанная крейсеру «Адмирала Кузнецова» совершила около 1200 вылетов, из них более 400 для выполнения боевого задания.

Имелись некоторые трудности с доставкой на корабль боевых запасов во время нахождения в открытом море.

вылетов совершила авиационная группа приписанная крейсеру «Адмирала Кузнецова» во время несения боевой службы

Причина, в том, что обеспечение боеприпасами занимался корабль комплексного снабжения «Березина», но его списали и аналогов в составе ВМФ России не оказалось. Выполнение задачи по снабжению было поставлено плавкрану СПК-46150 — и задача была выполнена.

Проектирование и постройка

Проектирование

Командование министерство обороны утвердило план о начале строительства авианосных кораблей, которые могли бы принимать самолеты как вертикальным взлётом и посадкой, так и с традиционным.

В 1977 году задание по выполнению проектных работ было дано Невскому проектно-конструкторскому бюро.

1980 год. Закончены работы по подготовке эскизов будущего корабля. Для представления руководству работ было выполнено 10 проектов, в том числе и с атомным двигателем.

Пройдя все этапы, проект корабля и получил код «проект 11435».

Проект 11435 во многом отличался от кораблей ранних проектов, но к основным отличиям можно отнести:

  • Главный ракетный комплекс, по новому проекту, располагался внутри корабля;
  • Башенный корпус был построен с правой стороны с сильным выступом за обводы корабля.

Эти конструкторские решения дали возможность расширить площадь палубы, позволив тем самым осуществлять взлеты самолетов с традиционным методом взлета.

Май 1982 года. Проект 11435 согласован и утвержден в окончательном варианте.

Сентябрь 1982 года. Начало строительство первого авианосца на Черноморском судостроительном заводе № 444 в украинском городе Николаев.

Постройка и испытания

1 сентября 1982 года. На одном из стапелей Черноморского судостроительного завода произошла закладка будущего авианосца «Адмирал Кузнецов», получивший на тот момент название «Рига».

«Адмирал Кузнецов» был пятым по счету среди строящихся кораблей.

Именно при строительстве этого корабля была разработана и апробирована новая технология, суть которой заключался в том, что корпуса корабля изготавливались из крупных листовых блоков весом от 1200 до 1380 тонн.

26 ноября 1982 года. В этот день корабль был переименован, получив название «Леонид Брежнев», как дань и уважение после смерти генерального секретаря.


4 декабря 1985 года. В этот день корабль «Николай Кузнецов», в торжественной обстановке, спустили на воду.

8 сентября 1989 года . На авианосце круглосуточно стал нести дежурство экипаж, хотя и в неполном составе.

21 октября 1989 года. Авианосец «Тбилиси» (название на то время), готовый на 85% вышел в открытое море с целью определения готовности к лётно-конструкторским испытаниям: проводились испытательные полеты закрепленных за авианосцем кораблей, а также тестирование всех систем крейсера.


1 ноября 1989 года. В этот день состоялась первая посадка самолета на палубу крейсера. Самолет СУ-27К пилотировал летчик В. Г. Пугачев. Также 1 ноября произошел первый взлет самолета Миг-29К, пилотом был Т.О.Аубакиров. В связи с окончанием тестирования и контроля работ всех систем корабля в различных условиях он вернулся завод для достройки.

1 августа 1990 года. Крейсер приступил государственным испытаниям, которые длились около 5-ти месяцев. В результате государственных испытаний корабль проплыл более 16 тысяч морских миль, общее количество взлетов самолетов составляет около 450 раз.

25 декабря 1990 года. Объявлено о готовности авианосца к боевому дежурству в составе военно-морских сил и получив название «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был передан от министерства промышленности министерству обороны.

Чертеж ТАКР «Адмирал Кузнецов»


Конструктивные особенности

Корпус

Для прочности с большим запасом корпус корабля изготовлен из цельных листов из сварной стали. Корабль в своем составе имеет 7 палуб и 2 платформы. По всему периметру корпуса оснащен вторым дном.


Помещение, где хранятся самолеты, оборудован разборными огнеупорными перегородками. Эти перегородки делят его на 4 отсека.

Помещение (так называемый ангар) оборудован комплексом, позволяющим за счет цепной передачи осуществлять транспортировку самолетов. Благодаря такому конструкторскому решению появилась возможность отказаться от применения внутри корабля больших тяговых тракторов.


При формировании технического задания к «проекту 11435» была поставлена задача увеличить площадь на авианосце для использования ими для взлетов и посадок как традиционным способом так и с вертикальным взлетом.

В итоге площадь была увеличена до 14,8 тыс.м 2 , что примерно в 2,6 раза больше, чем у тяжелых авианесущих крейсеров более ранних проектов. Размеры помещения для хранения летательных аппаратов был увеличен (153,2×26,4×7,1 м против 130,4×22,7×6,7 м на авианосце «Минск»).

Для оказания поддержки при взлете палубной авиации традиционным способом установлен трамплин с углом подъема примерно в 14,3 градуса.

Защита корпуса

Решения по защите корпуса корабля от атак противника является уникальной для своего времени. Отсеки для хранения и использования и помещения с боеприпасами имеют защиту в виде коробчатой брони.

Защита корабля от торпед кораблей противника состоит из трех продольных переборок, средняя оснащена несколькими слоями. Общая ширина защиты составляет 4,52 м.

Площадки для взлёта и посадки

Для помощи пилотам при посадке самолетов разработаны и установлены:

  • комплекс аэрофинишеров;
  • уникальная система оптическая система посадки «Луна».

Площадки для традиционного взлета

Поверхность полетной палубы была обработана специальным составом, которая не позволяем самолетам скользить при взлете и посадке, а также это покрытие является термостойким, позволяющая выдерживать нагревание до 500 градусов. Это покрытие получила наименование «Онега».


Площадки для СВВП (самолеты вертикального взлета и посадки)

Отдельно на полетной палубе выделены 3 площадки для самолетов вертикального взлета и посадки. Площадь каждой площадки около 100 м2 (10×10). Поверхность настелена специальными плитками АК-9ФМ, позволяющие выдерживать нагрев до 745 градусов.


Чтобы обеспечить защиту обслуживающего персонала и технического состава от сильных выхлопов двигателей самолетов на палубе смонтированы отклоняемые щитки - дефлекторами. Кроме того, стартовые позиции оборудованы гидравлическими упорами (задержниками), удерживающими самолет на месте перед стартом, и утапливаемыми по команде оператора.

Для обеспечения посадки на корабле установлены аэрофинишёры «Светлана-2»: четыре металлических троса, натянутые поперек посадочной палубы с интервалом 12 метров.

«Надежда»

система подъема аварийного подъема, установленная на авиакрейсере

Тросы связаны с тормозными гидравлическими машинами, обеспечивающими полную остановку самолета через 90 метров пробега с перегрузкой не более 4,5 g. Трос четвёртого аэрофинишёра (четвёртый от кормы) также связан с системой подъёма аварийного барьера «Надежда».

В походном положении тросы утоплены в специальных выемках в палубе, и поднимаются в рабочее положение с помощью гидравлики непосредственно перед посадкой самолёта.

Силовая установка и ходовые качества

Силовая установка «Адмирала Кузнецова» с небольшими изменениями в полной мере скопирована с более ранних проектов. К большим изменениям можно отнести полная замена котлов ранних модификаций на новые, с улучшенными характеристиками.

После модернизации 4-х вальная паротурбинная энергоустановка может развить мощность 200 тыс.л.с. (у предыдущих проектов до — 180 тыс. л.с.).

Питают турбины восемь котлов КВГ-4 с паропроизводительностью до 115 тонн пара в час (против 95 т/ч у более старых котлов). Параметры перегретого пара в коллекторе: давление 66 кг/см 2 и температура 470°С. Движители - 4 бронзовых с 5-ю лопастями малошумных винта.

Экипаж

Корабли, разработанные по проекту 11435 по плану должны быть оснащены составом:

  1. Всего экипаж - 1980 человек

В том числе:

  • офицеры – 520;
  • мичманы – 322;
  • матросы — 1138;
  1. Авиагруппа - 626 человек.

В итоге получается на корабле предполагается — 2606 человек. А если в походе крейсер является флагманом, то на корабле дополнительно будут расположены 55 человек (командиры и штаб).


Места для сна и отдыха экипажа являются довольно приемлемыми и удобными, чтобы провести длительные морские командировки.


Вооружение

Главный ударный комплекс

Противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) «Гранит» с 12-ю крылатыми ракетами в шахтах. Тяжёлые ракеты способны доставлять 750-кг боевую часть на расстояние до 550 км.


П-700 «Гранит» (3М45) — противокорабельный ракетный комплекс на ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Зенитное вооружение

  • 4х2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса (ЗРАК) «Кортик». Боекомплект 256 ракет и 48 000 30-мм снарядов, дальность поражения: ракетами 1500-8000 м; пушками 500-4000 м;
  • 24 модуля ЗРК «Кинжал», боезапас каждого модуля — 8 ракет в барабане, так что в целом боекомплект составляет 192 ракеты. Дальность поражения 1500-12000 м;
  • 6 башенных шестиствольных 30-мм установок АК-630М (48 000 снарядов).

Противоторпедное вооружение

  • 2 бомбомёта РБУ-12000 комплекса «Удав» (60 реактивных глубинных бомб).

Авиационное вооружение


В соответствии с заданием Минобороны, создан авианосец «Адмирал Кузнецов», характеристики которого обеспечили размещение палубной авиации, состоящей из:

  • 26 самолётов Як-141, МиГ-29К и Су-27К(Су-33);
  • 18 противолодочных вертолётов Ка-27 или транспортно-боевых Ка-29;
  • 4 вертолёта радиолокационного дозора Ка-27РЛД (Ка-31);
  • 2 поисково-спасательных вертолёта Ка-27ПС.

По факту, из-за нехватки средств авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», характеристики которого допускают размещения большего числа самолетов, несет на себе авиагруппу сокращённого состава:

  • 14 истребителей Су-33;
  • 2 учебно-тренировочных самолёта Су-25УТГ;
  • 2 истребителя МиГ-29К;
  • 2 учебно-боевых МиГ-29КУБ;
  • 15 вертолётов Ка-27 и Ка-27ПС;
  • 2 вертолёта Ка-31 радиолокационного дозора.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

  • навигационный комплекс «Бейсур»;
  • 1 радиолокационный комплекс «Марс-Пассат»;
  • 1 радиолокационная станция МР-750 «Фрегат-МА»;
  • 2 радиолокационных станции МР-360 «Подкат»;
  • 3 радиолокационных станции «Вайгач»;
  • боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Лесоруб»;
  • комплекс связи «Буран-2»;
  • гидроакустический комплекс «Полином-Т»;
  • гидроакустическая станция «Звезда-М1»;
  • комплекс РЭБ «Созвездие-БР».

Кормовой участок полётной палубы «Адмирала Кузнецова» во время боевого похода 1995-1996 год

Технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»

Водоизмещение, т:

Основные размерения, м:

Мощность, л.с. (кВт):

Скорость хода, уз:

Дальность плавания, миль:

Экипаж по проекту, чел:

Вооружение

Авиационное, ЛА 50…52
Истребителей Су-33 и МиГ-29К или штурмовики Су-25УТГ 26…28
Вертолёты РЛД Ка-34 4
Вертолёты Ка-27 и Ка-29 (в том числе Ка-27ПС) 18 (2)
Ударное ПКРП «Гранит-НК»
Ракет П-700, шт 12
Установок вертикального пуска СМ-233, шт 12
Зенитное ракетное ЗРК «Кинжал»
Установок вертикального пуска СМ-9, шт 24х8
ЗУР 9М330-2, шт 192
Зенитное ракетно-артиллерийское ЗРАК «Кортик»
Количество установок, шт 8
ЗУР 9М311-1, шт 256
30-мм снарядов, шт 48000
Артиллерийское ЗАК АК-630М
Количество установок, шт 6
Противолодочное/противоторпедное РБУ-12000 «Удав-1»

Радиоэлектронное вооружение

БИУС «Лесоруб»
РЛС общего обнаружения ПЛК «Марс-Пассат», 4 ФАР
РЛС обнаружения НЛЦ 2хМР-360 «Подкат»
РЛС обнаружения НЦ 3хМП-212 «Вайгач»
ГАС ГАК МГК-355 «Полином-Т», ГАС МГК-365 «Звезда-М1», противодиверсионная ГАС МГ-717 «Амулет», ГАС «Алтын», ЗПС МГ-35 «Штиль», ГАС МГ-355ТА
Средства РЭБ «Созвездие-РБ»
Коплексы выстреливаемых помех 2х2 ПУ ПК-2 (ЗиФ-121), 4х10 ПУ ПК-10 «Смелый»
РЛС управления огнём 2х«Коралл-БН», 4 РЛС управления ЗРК «Кинжал» 3Р95, 4 подуля управления ЗРАК «Кортик» 3Р86
Навигационный копмлекс «Бейсур»
Средства радионавигации «Резистор К-4», «Газон»
Средства связи комплекс «Буран-2», комплекс космической связи «Кристалл-БК»

Командиры

С момента спуска на воду и по настоящее время тяжёлый авианосный крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был под командованием следующих офицеров:

Фотография ФИО и воинское звание Годы командования кораблем

Капитан 1 ранга Виктор Степанович Ярыгин 1987-1992 гг

Капитан 1 ранга (контр-адмирал) Иван Фёдорович Санько 1992-1995 гг
Контр-адмирал Александр Владимирович Челпанов 1995-2000 гг
Капитан 1 ранга Александр Васильевич Турилин 2000-2003 гг
Капитан 1 ранга Александр Петрович Шевченко 2003-2008 гг
Капитан 1 ранга Вячеслав Николаевич Родионов 2008-2011 гг
Капитан 1 ранга Сергей Григорьевич Артамонов С 2011 года

Авианосец - тип военного корабля, в состав которого входит определенное количество боевой авиационной техники, она же и представляет собой основную ударную силу. На его борту имеется взлетная полоса требуемой длины для разбега самолетов, ангары, средства для заправки, технического обслуживания и контроля полетов. Несмотря на свои большие габариты, авианосец - высокоманевренный корабль и достаточно быстро реагирует на сигналы дислокации. Одним из представителей подобной военной техники является авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Об этом подробнее далее.

Подобные корабли используются множеством стран для несения дежурных служб вдоль водных границ того или иного государства. Также они предназначены для содействия при вторжении вражеских сил на территорию. Используются для уничтожения различных вражеских лодок, а также для поражения воздушной техники, которая находится над водным пространством и в прибрежной зоне.

Авианосец должен обладать мощной энергетической установкой и большим запасом топлива, для того чтобы на протяжении длительного периода пребывать на расстоянии от берега.

Исторический путь

Первые шаги по возведению вышеуказанного крейсера были проделаны на в 1982 году. Он неоднократно менял название в связи с историческими событиями. Наконец в 1990 году, после продолжительных ходовых испытаний, на борту появилось окончательное его имя - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». И через год уже тяжелый авианесущий крейсер стоял на военно-морском вооружении России. Это достоверный факт.

Во время начала строительства на вооружении уже имелись авианесущие Каждый из них выполнял определенные функции. Однако корабль «Адмирал Кузнецов» имел существенное отличие. То есть он обладает удлиненными размерами палубы. Это позволило самолетам совершать традиционный тип взлета и посадки.

После распада Советского Союза, в начале 1990-х, ВМФ России достаточно обеспокоилось тем, что власти Украины могут предъявить претензии на владение крейсером. Поэтому в конце 1991 года он был секретно транспортирован в город Североморск, который являлся новым местом базирования авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Начиная с этого времени, он проходит множество испытаний различного характера. Также он пополняется новой боевой единицей - серийными истребителями СУ-33.

В 1995 году, в честь празднования 300-летия существования Российского флота, авианосец-крейсер «Адмирал Кузнецов» выдвинулся в поход в Средиземное море. Пройдя остановился у берегов Туниса. В то же время там присутствовало и американское судно. Это позволило выполнить некоторые тренировочные испытания совместно. По словам очевидцев, на протяжении совместной стоянки двух авианосцев совершались соответствующие взлеты и посадки авиационной техники как со стороны российского, так и американского флота. Некоторые военнослужащие РФ даже смогли прокатиться на воздушной технике США. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» не разочаровал и в дальнейших учениях которыми командование осталось довольно. Но не обошлось и без негативных сторон. На протяжении всего морского плавания наблюдался постоянный сбой энергетической установки, и встречались неполадки других систем корабля. Это свидетельствовало о его неполной боевой готовности. И уже спустя короткий промежуток времени после прибытия домой, после досконального ремонта, крейсер «Адмирал Кузнецов» снова отправился в очередной путь. Не без его участия прошла операция «Курск» в 2000 г.

В 2004 году крейсер «Адмирал Кузнецов» совершил поход в Северную Атлантику совместно с девятью кораблями Северного флота. Основной целью поездки было испытание взлета и посадки нового истребителя СУ-25КУБ. Далее последовали регулярные выезды на дежурства (2005-2007 гг.). А в 2007 году крейсер отправился в очередное плавание в Средиземное море, где все прошло удачно.

Конечно же, кроме успешных плаваний, на борту авианосца случались и аварийные ситуации, от чего не застрахован ни один суперсовременный боевой корабль в мире:

  1. Первое происшествие случилось в конце 2004 года. В результате очередного выезда произошла небольшая авария на борту крейсера при посадке на палубу СУ-25УТГ. Но, к счастью, все обошлось только повреждением шасси самолета, а корабль значимых потерь не понес.
  2. Также несчастье настигло авианосец в начале осени 2005 года в Северной Атлантике. Здесь крейсер «Адмирал Кузнецов» понес более весомые потери. При заходе на посадку двух истребителей СУ-33 один не удержался и упал в воду. Летчик катапультировался уже на большой глубине. Второй аппарат совместными усилиями экипажа сумели сохранить. Затонувшую машину, которая содержала секретные технологические разработки, пытались уничтожить с помощью водяных бомб. Однако этого сделать не удалось. Причиной чрезвычайной ситуации оказался обрыв троса авиафинишера.
  3. Следующее чрезвычайное происшествие произошло в январе 2009 года. Во время пребывания в турецком порту Акзас-Карагач случился внезапный пожар в носовой части палубы. Экипаж сумел самостоятельно справиться с данной ситуацией, но при этом погиб матрос. Сам авианосец существенных повреждений не понес.

На сегодняшний день корабль «Адмирал Кузнецов» является одним из представителей тяжелой морской артиллерии. Основные его задачи - поражение целей определенного характера, которые несут угрозу государству. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» достойно смотрится наряду с подобными боевыми единицами различных стран. Разве может не впечатлить громадное двадцатиэтажное строение, которое беспрепятственно движется по водной стихии? На борту авианосца имеется 8 котлов и 4 С их помощью он может разогнаться до максимальной скорости в 29 узлов. В таком темпе он преодолевает до 3800 миль, при скорости в 18 узлов - 8500 миль. Для того чтобы убедиться в его мощности, как минимум можно взглянуть на авианосец «Адмирал Кузнецов», фото которого представлено в данном тексте.

Особенности конструкции

Здесь есть много интересного. Модель «Адмирал Кузнецов» имеет следующие палубы: гладкую и дополнительную взлетную. Это немаловажные элементы конструкции. В хвостовой части корабля имеется взлетный трамплин, то есть по архитектуре данный корабль является гладкопалубным. Это существенная особенность конструкции. Здесь же имеется угловая полетная палуба, площадь которой 14 700 м², и развитая надстройка по правому борту. Существующий трамплин, который расположен в носовой части, обладает углом схода 14 градусов. Его выполнение является интегральным с корпусом данного авианосца, который имеет по высоте 7 палуб и две необходимые платформы.

Ходовая часть

Как уже было сказано, данный авианесущий крейсер обладает усовершенствованной энергетической установкой. В ее состав входит 8 паровых котлов и 4 турбины, каждая из которых имеет мощность 50 000 л. с. В результате этого данная система способна разгонять громадную машину до 29 узлов и удерживать такую скорость на протяжении длительного времени. Также указанная энергетическая установка имеет дополнительные контейнеры для топлива. С помощью подобной системы данный тяжелый авианесущий крейсер способен длительное время пребывать на воде. Предельная дальность передвижения при скорости в 18 узлов примерно составляет 8500 миль.

Вооружение

В этом плане определена соответствующая комплектация. Вооружение на корабле «Адмирал Кузнецов» представлено авиационной техникой и ракетно-пусковыми установками. Это существенный факт. К первому виду относится всевозможная боевая авиация России. Сюда включаются около 28 самолетов (истребители серии СУ-33, МиГ-27К, ЯК-141) и 24 боевых вертолета.

Кроме этого, в состав авианосца входит ряд ракетных установок ближнего, среднего и дальнего радиуса действия. Данные устройства в любой момент могут как нанести нацеленный удар противнику, так и предотвратить поражение торпедой или ракетой. По всей вероятности, в ближайшем будущем они будут усовершенствоваться в результате полной модернизации указанного корабля.

Радиоэлектронное оборудование

Это также является важным оснащением. Радиоэлектронное оборудование на авианосце «Адмирал Кузнецов» позволяет постоянно иметь картину точного местонахождения подобной техники поблизости. Оно включает в себя систему «Лесоруб», многофункциональное устройство «Марс-Пассат». Также сюда входят такие приспособления, как «Фрегат-2М», позволяющий обнаруживать цели в трехмерном пространстве, и «Подкат» - для обнаружения авиационной техники на низких высотах. Еще данный корабль обладает определенными системами связи и контроля полетов. Все это позволяет точно определять положение противника и наносить эффективные удары, а также иметь постоянную связь с союзниками.

Технические характеристики данного крейсера

Здесь учитывается следующее:

  • Основным производителем авианосца «Адмирал Кузнецов» является причерноморская компания по строительству боевых кораблей в городе Николаеве.
  • Разработчик - ОАО "Невское ПКБ".
  • Максимальная скорость корабля составляет 29-30 узлов. Обычная же ходовая - 18.
  • Максимальная дальность при оптимальном движении составляет 18 000 миль.
  • В автономном режиме может проработать около 45 дней.
  • Обладает водоизмещением в 58 500 т.

Экипаж

Конечно же, для поддержания авианосца «Адмирал Кузнецов» на плаву необходимо значительное число квалифицированного экипажа. В его состав входит 1960 человек, из них 200 - офицерского состава. В связи с тем что основная боевая мощь представлена авиационной техникой, на борту имеется 626 летчиков. Из них командный состав насчитывает 40 человек. Также на указанном корабле находится 3857 необходимых помещений. Сюда входят 387 кают, 50 душевых и 6 столовых, 120 складских помещений.

Усовершенствование

Хотя авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» уже на протяжении многих лет доказывает свою полную боевую готовность и достаточно эффективно выполняет поставленные перед ним задачи, как и вся техника, он требует соответствующей современной модернизации. Конструкторы и разработчики корабля не собираются останавливаться на достигнутом и уже в ближайшем будущем планируют усовершенствовать данную боевую машину, придав ей дополнительную мощность и установив дополнительное современное вооружение.

В первую очередь модернизация коснется энергетической установки, так как это самое проблематичное место и часто приводит к незначительным поломкам. Планируется заменить существующую котлотурбинную установку. В этом плане рассматривают несколько вариантов, то есть собираются осуществить замену на газо- или ядернотурбинную установку. Таким образом, ограничится число поломок, а также добавится дополнительная несущая мощность корабля.

Некоторому изменению поддастся и вооружение. В будущем возможна ликвидация ракетных установок «Гранит». Вследствие этого увеличится площадь стояночных мест самолетов, а соответственно, и количество самих авиационных единиц. Также замене на усовершенствованные зенитные приспособления среднего радиуса действия подлежат и ракетно-пусковые установки «Кинжал». Это является немаловажным. Для установок ближнего радиуса действия планируется заменить существующие на комплекс «Панцирь-С1». В его число войдет 4-6 зенитно-артиллерийских приспособлений. При всем этом на указанный авианесущий крейсер планируется установление современной системы радиоэлектронного оборудования. С его помощью в будущем будет отслеживаться взаимодействие с остальными боевыми кораблями.

В качестве пусковой системы планируется оснастка авианосца катапультами. Так как никто в дальнейшем не собирается отказываться от взлетной полосы и трамплинов, то, соответственно, они будут находиться на угловой палубе. Для обеспечения запуска с помощью паровых катапульт необходимо иметь ядерную энергетическую установку. К этому и стремятся разработчики. Но если корабль будет иметь газотурбинную установку, то паровые катапульты заменятся на электромагнитные. Данное приспособление не является новшеством в боевом судостроительстве. Множество зарубежных авианосцев уже имеют подобную систему в своем пользовании. Также она проходила испытание и нашими разработчиками еще при существовании Советского Союза. Поэтому стоит правильно ее вписать в конструкцию корабля «Адмирал Кузнецов».

В число будут входить истребители МиГ-29К в количестве 26 штук и вертолеты (от 18 до 28 единиц). В целом выпуск обновленного крейсера «Адмирал Кузнецов» планируется на 2020 год. К этому времени уже ожидается выпуск истребителей нового поколения Т-50, которые, несомненно, появятся и на борту корабля.

Даже страшно представить возможности обновленного крейсера, включая во внимание уже существующие!

Сегодняшнее состояние корабля

На сегодняшний день данный тяжелый авианесущий крейсер стоит на защите интересов России. В целом он исправно справляется с поставленными задачами. Он имеет усовершенствованное вооружение и способен предотвратить практически любое вражеское вторжение. И именно его поход в Средиземное море и Северную Атлантику возобновил присутствие российского морского флота в Мировом океане. Такие типы боевых кораблей, как указанный крейсер, имеются на вооружении большинства стран. Поэтому российские разработчики прилагают максимум усилий для его модернизации.

Заключение

Ознакомившись с изложенным выше, каждый может представить, что собой представляет, какие функции выполняет, а также какой военной техникой обладает авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В целом данный корабль определенно является внушительной боевой единицей армии Российской Федерации.

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» является тяжелым авианесущим крейсером, пятым по счету в СССР, единственным в своем классе в составе ВМФ РФ, базирующемся в Северном флоте. Функционал – защита морских соединений от агрессии вероятного противника и поражение крупных надводных целей. Входит в число 1-го ранга кораблей и нуждается в командире в лице капитана 1-го ранга. В походах на борту находятся вертолеты Ка-29 и Ка-27 и самолеты Су-33 и Су-25УТГ.

1. Фотографии

2. Видео

3. Постройка

Постройка его относится к 1982 году. Крейсер отличался от предшественников возможностью посадки и взлетов с него самолетов традиционной схемы, обновленных вариантов , и Су-25. Для этого были оборудованы трамплин для взлета и увеличенная полетная палуба.

Крейсер был спущен на воду в конце 1985 года, после этого была произведена достройка на плаву. Тогда же были оборудованы помещения, были произведены погрузка и монтаж авиационно-технических средств, электрооборудования, систем кондиционирования и вентиляции.

В 1989 году крейсер в недоукомплектованном и недостроенном состоянии был выведен в море. Там были проведены летно-конструкторские испытания самолетов, которые впоследствии были размещены у него на борту. После их завершений в том же году крейсер был достроен. В следующем году он неоднократно выходил в море для заводских и госиспытаний.

4. Тактико-Технические характеристики

4.1 Размерения

  • Длина - 305,0 м
  • Длина по ватерлинии - 270 метров
  • Ширина наибольшая - 72 метра
  • Ширина по ватерлинии - 35,0 м
  • Осадка - 10,0 м
  • Стандартное водоизмещение - 43 тыс. тонн
  • Полное водоизмещение - 55 тыс. тонн
  • Максимальное водоизмещение - 58,6 тыс. тонн

4.2 Энергетическая установка

  • Паровые турбины - 4 × 50 тыс. лошадиных сил
  • Количество котлов - 8
  • Количество винтов - 4
  • Мощность турбогенераторов - 9 × 1500 киловатт
  • Максимальная скорость - 29 узлов
  • Дальность плавания на максимальной скорости - 3850 миль при скорости 29 узлов
  • Экономическая скорость - 18 узлов
  • Максимальная дальность плавания - 8000 миль при скорости 18 узлов
  • Автономность - 45 дней

4.3 Вооружение

По состоянию на 2014 год в составе авиакрыла располагаются 17 вертолетов и 20 самолетов:

  • 14 палубных истребителей Су-33 (и ещё 7 Су-33 находятся на хранении)
  • 2 палубных истребителя К
  • 2 палубных учебно-боевых истребителя КУБ
  • 2 учебно-тренировочных самолета Су-25УТГ
  • 15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС
  • 2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31

Кроме этого, крейсер имеет на вооружении:

  • 12 × ПКРК 4К80 «Гранит»
  • 24 × ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
  • 8 × ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет)
  • 2 × РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб)
  • 6 × АК-630

4.4 Экипаж

  • Экипаж - 1960 человек
  • Авиаперсонал - 626 человек
  • Командный состав - 55 человек

5. Служба

Осенью 1989 года на крейсер в первый раз сел один самолет и в тот же день совершил вылет другой. В августе следующего года на крейсере начались госиспытания, в ходе которых он прошел 16200 миль, и с него было совершено 454 полета самолетов.

В январе 1991 года крейсер был принят в состав Северного флота. В декабре он перешел по периметру Европы для прибытия на место базирования в Мурманскую область. В 1992-1994 гг. продолжались разнообразные испытания судна, а также его авиагрупп и вооружения. Также раз в три-четыре месяца корабль выходил в море и участвовал в учениях.

В конце 1995 года он отправился на боевую службу в Средиземное море, встав у берегов Туниса через две недели после выхода из порта, где стоял 10 дней. Там состоялся обмен визитами с флотом США. 2 марта крейсер принял участие в учениях ПВО многоцелевой авиагруппой, где Су-33 отработал перехваты крылатых ракет и самолетов. В конце похода корабль участвовал в командно-штабных учениях СФ. В марте 1996 года крейсер прибыл к месту базирования. Всего за время похода он обнаружил две иностранных подлодки, перехватил 12 воздушных целей, провел стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением. Но за это время возникало множество проблем с главной энергетической установкой.

Поэтому в течение следующих двух лет он ремонтировался. Затем принимал участие в учениях и проходил боевую подготовку. В 2000 году он участвовал в спасательной операции, связанной с аварией подлодки К-141 «Курск».

До 2004 года крейсер планово ремонтировался. После в составе девяти кораблей он принял участие в походе в Северную Атлантику, в его рамках был испытан Су-27КУБ. В 2005-2007 гг. проходил боевую службу. В 2007 году был совершен поход на боевую службу в Средиземное море, окончившийся через два месяца. Благодаря этому ВМФ РФ возобновил присутствие в Мировом океане.

В конце 2008 года в ходе ремонта были обновлены системы кондиционирования воздуха, главная энергоустановка, механизмы для подъема самолетов на летную палубу, отремонтировано котельное оборудование. Также были восстановлены отдельные блоки систем вооружения, и произошла замена кабельных трасс. Через три года, крейсер с группой кораблей СФ взял курс на Сирию.

6. Перспективы

Согласно госпрограмме развития вооружений ГПВ-2020 до 2020 года строительство авианосцев совершаться не будет.

В 2014 году крейсер находится в боевой готовности, а в 2013 принял участие в учениях СФ. После пройденного ремонта вошли в строй головной ракетный комплекс «Гранит» и около 70% зенитной артиллерии, почти восстановлен функционал средств наведения и наблюдения. Уровень укомплектованности авиацией позволяет проводить боевую подготовку.

В первом полугодии 2014 года запланировано провести на предприятии «Севмаш» замену системы оружия, радиоэлектронное оборудование и скорее всего, силовую установку.

Сейчас же возможности крейсера невозможно полностью использовать из-за отсутствия самолетов ДРЛОиУ и недостатка численности авиагруппы. А Су-33 не могут наносить удары, а только перехватывают их.

Поэтому до 2015 года эти самолеты заменят более функциональными К в количестве двадцати машин. Два таких истребителя уже несут службу вместе с Су-33 и Су-25УТГ в корабельном палубном авиаполке, базирующемся на «Адмирале Кузнецове».

С 2002 года в Комсомольске-на-Амуре были модернизированы и отремонтированы 19 истребителей.

В феврале 2014 года 8 Су-33 находились в походе на борту авианосца, шесть размещались на аэродроме полка в Североморске, а семь находились в этом городе на хранении.

По информации на апрель 2014 года велась разработка электромагнитной капсулы.

7. Оценка проекта

Притом, что «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» это первый советский полноценный авианосец (у которого есть возможность принимать посадки с высокими боевыми качествами и самолеты горизонтального взлета), его разработчики не смогли полностью удалить недостатки ТАКР первого советского класса. Взлеты и посадки на нем выполняются затруднительно по причине единственного направления для старта. Проблемы эти появились после ставки на замену полноценных паровых катапульт.

Также на крейсере нельзя управлять тяжелыми самолетами, аналогичных ДРЛО. Поэтому крейсер мог осуществлять загоризонтное обнаружение только с помощью вертолетов ДРЛО с малым радиусом действия.

8. Командиры крейсера

Командирами крейсера являлись:

  • Капитан 1 ранга В. С. Ярыгин (1987-1992);
  • Контр-адмирал И. Ф. Санько (1992-1995);
  • Контр-адмирал А. В. Челпанов (1995-2000);
  • Капитан 1 ранга А. В. Турилин (2000-2003);
  • Капитан 1 ранга А. П. Шевченко (2003-2008);
  • Капитан 1 ранга В. Н. Родионов (2008-2011);
  • Капитан 1 ранга С. Г. Артамонов (с 2011)

«Адмирал Кузнецов» - тяжелый авианесущий крейсер (фактически - полноценный авианосец), входящий в состав флота РФ. Заложен в 1982 году под названием «Рига», во время постройки переименован в «Леонид Брежнев», а при спуске на воду в 1987 получил название «Тбилиси». На завершающем этапе испытаний в 1990 году назван «Адмирал Кузнецов». Водоизмещение корабля 58,6 тыс. тонн. Экипаж 1960 человек.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» в море.

Постройка и эксплуатация

Проектирование нового авианесущего крейсера советского флота было выполнено в Невском ПКБ под руководством конструктора Сергеева. От четырех уже построенных к тому моменту аналогичных кораблей (проекта «Киев») он отличался наличием взлетного трамплина и увеличенной палубой, и должен был стать первым в новом классе авианесущих крейсеров.

Закладка корабля произошла 1 сентября 1982 года. Он строился на верфях Черноморского судостроительного завода в городе Николаеве, производством оборудования для него занимался ленинградский Пролетарский завод.

Спуск корабля на воду был осуществлен 4 декабря 1985 года, после чего дальнейший монтаж оборудования и установка вооружений производились уже на плаву. К 1989 году, когда готовность корабля составляла 71%, начались его ходовые испытания, в том числе посадка и взлет самолетов. В декабре 1991 года крейсер, обогнув Европу, выполнил переход из Черного моря на базу Видяево (Мурманская область) и присоединился к Северному флоту России.

Дооснащение корабля и его испытания продолжались. Первую постоянную авианосную группу (истребители Су-33) он получил в 1993 году. В декабре 1995 года «Адмирал Кузнецов» совершил первый самостоятельный 90-дневный поход в Средиземное море с 13 Су-33 и 11 вертолетами на борту.

До 1998 года был в ремонте. В 2004 и 2007 годах в составе группы кораблей совершил походы в Атлантику и Средиземное море. В 2008 подвергся новому ремонту и модернизации. В 2014 авиагруппа крейсера получила новые самолеты МиГ-29К. В октябре 2016 был направлен в Средиземное море к побережью Сирии.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» до ремонта.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» после ремонта.

Особенности конструкции

Корпус ТАВКР «Адмирал Кузнецов» состоит из семи палуб и включает большое количество переборок, способных выдерживать воздействие 400-кг боеприпасов (в тротиловом эквиваленте), что повышает живучесть корабля. От большинства обычных авианосцев он отличается использованием взлетных трамплинов, силовой установкой и наличием комплексов противокарабельных ракет «Гранит».

Отказ от катапульт и применение взлета с трамплина сделали возможной экономию по массе и энергетическому обслуживанию корабля, одновременно снижая вероятность невозможности применения самолетов из-за отказа оборудования катапульт. С другой стороны, такое решение осложняет взлет и посадку самолетов - они возможны лишь с одной стороны палубы и в одном направлении.

Силовая мазутная установка «Адмирала Кузнецова» отличается повышенным образованием дыма в процессе работы, но использование мазута в качестве топлива значительно снижает расходы на содержание корабля и его ремонт. Кроме того, мазут, хранящийся в двойном корпусе крейсера, является частью противоторпедной защиты.

На носу корабля расположены пусковые шахты ПКР «Гранит», способные поражать цели на расстоянии до 700 км. С их помощью «Адмирал Кузнецов» может уничтожать корабли противника и обстреливать береговые цели не поднимая самолеты авиакрыла. При ведении стрельбы «Гранитами» взлет самолетов с палубы невозможен.

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов».

МиГ-29К взлетает с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов».

Вооружение ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

Основным оружием корабля является его авиагруппа. Она включает в себя 14 истребителей Су-33 и 10 МиГ-29К. Кроме того, на борту находятся 15 многоцелевых вертолетов Ка-27 и 2 разведывательных Ка-31 (вертолёт радиолокационного дозора).

12 комплексов ПКР «Гранит» составляют ударное вооружение крейсера. Для противодействия авиации противника он оснащен 24 пусковыми установками зенитно-ракетного комплекса «Кинжал» и 8 ЗРАК «Кортик».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...