Интриги вокруг КВЗ: почему Вадим Лигай покинул правление «Вертолетов России»? Положение на Казанском вертолетном заводе - bmpd — LiveJournal Сергей Шойгу вызвал Вадима Лигая на прямую связь

«Компании»

«Темы»

«Новости»

Вадим Лигай: «Вертолеты России» и КВЗ наращивают взаимодействие между Россией и Индонезией

Гостей встречали временно исполняющий обязанности президента Республики Татарстан Рустам Минниханов и заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России», генеральный директор КВЗ Вадим Лигай. Приветствуя гостей, он сказал: «Холдинг «Вертолеты России» и Казанский вертолетный завод постоянно наращивают взаимодействие между Россией и Индонезией в области поставок вертолетной техники по линии «Рособоронэкспорта». На протяжении многих лет Индонезия является для нас важным стратегическим партнером. Уверен, что наше взаимовыгодное сотрудничество будет укрепляться».

Председатель Парламента КНР посетил Казанский вертолетный завод

«Сотрудничество между КВЗ и китайскими партнерами насчитывает не одно десятилетие. История наших отношений началась с поставки комбайнов С-4, которые производил наш завод в послевоенное время. Сейчас мы поставляем вертолеты Ми-8/17 – в общей сложности уже около 200 машин. Надеемся, что взаимовыгодное сотрудничество между нашими предприятиями и странами будет и дальше наращивать обороты, появятся новые коммерческие связи и контакты», — отметил генеральный директор КВЗ Вадим Лигай.

Вадим ЛИГАЙ, ПАО «Казанский вертолетный завод»: «За последние 5 лет объем реализации продукции вырос в 5 раз!»

По словам генерального директора КВЗ Вадима Лигай, высоких результатов удалось добиться при личной поддержке Президента Татарстана Рустама Минниханова. Именно Рустам Нургалиевич сделал все возможное, чтобы провести модернизацию производств завода. За последние 5 лет объем реализации продукции вырос в 5 раз. При этом численность сотрудников осталась на том же уровне.

Вадим Лигай научил школьников лидерству

Один из самых эффективных управленцев российского машиностроения — глава Казанского вертолетного завода Вадим Лигай — на своем мастер-классе для учащихся «вертолетных» классов рассказал как построить карьеру в сфере машиностроения и открыл секреты лидерства.

Генеральный директор Казанского вертолетного завода, заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) Вадим Лигай провел мастер-класс «Развитие лидерских качеств» для учащихся «вертолетных» классов гимназии №8 г. Казани. Специальные учебные классы созданы при поддержке завода для подготовки абитуриентов, поступающих в ведущие технические вузы страны. Глава Казанского вертолетного завода рассказал о престиже инженерных специальностей и о том, как построить карьеру в сфере машиностроения и воспитать в себе лидера.

Вадим Лигай: «Недостаточно делать то, что легко дается»

Почему Казанскому вертолетному заводу не страшны санкции Запада, куда направятся первые вертолеты Ми-38, чем работа летчиков-испытателей в Казани отличается от работы на других заводах страны, а также о новаторских конструкторских решениях в интервью порталу TatCenter.ru рассказал генеральный директор Казанского вертолетного завода, заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех Вадим Лигай.

Почему Вадим Лигай отдает заказы за пределы Татарстана

В технопарке «КНИАТ» в конце минувшей недели состоялся круглый стол о перспективах реализации потенциала инновационных площадок, организованный комитетом Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству. Парламентарии пригласили выступить на нем министра экономики РТ Артема Здунова и представителей самих площадок. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший на мероприятии, узнал, что такое «проблема социалистического общежития» по версии технополиса «Химград» и почему в каждом населенном пункте надо создать аэродром местных воздушных авиалиний.

Депутат Госсовета РТ Вячеслав Зубарев заработал 467 млн рублей, Вадим Лигай - 97 млн

Доход гендиректора Казанского вертолетного завода Вадима Лигая составил 97 млн рублей, его супруги - 1,2 млн. Ему принадлежат участок на 25,4 кв. м, менее половины доли в участке на 31 736 кв. м, чуть более трети участка на 3,5 га, дом на 700, кв. м, два гаража на 25,4 и 232,2 кв. м, недвижимое имущество общей площадью 640 кв. м. Кроме того, на него зарегистрированы Mercedes-Benz GL500 и мотовездеход Gibbs Quadski 600. В пользовании у Лигая и его жены значится квартира на 580,7 кв. м. В собственности супруги депутата две квартиры на 134,4 и 98,3 кв. м и два места на стоянке. На нее оформлена Toyota Sequoia platinum 4wd.

Вадим Лигай: «Вертолетный рынок сжиматься не будет»

Предприятие полностью сформировало портфель заказов и теперь заключает контракты на 2016 год. Об этом рассказал генеральный директор завода Вадим Лигай на встрече с журналистами из Латинской Америки, которые приехали посмотреть, кто и как производит самые знаменитые в мире «вертушки» Ми-8 и Ми-17.

Вадим Лигай: «Ансат» не хуже конкурентов, а по цене, мы считаем, мы выигрываем»

Казанский вертолет «Ансат» получил сертификат и вскоре сможет продаваться в массовых количествах. Причем, как выяснилось, предприятие во многом рассчитывает не только на российский, но и… африканский рынок. О том, когда начнутся коммерческие поставки «Ансата» и в чем его преимущества перед многочисленными конкурентами, корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал с гендиректором КВЗ Вадимом Лигаем и его замом по научно-технической работе Игорем Бугаковым в ходе салона МАКС-2013.

Сергей Шойгу вызвал Вадима Лигая на прямую связь

В целом все было по-военному сурово. На летном поле КВЗ установили простой шатер, внутри которого оборудовали что-то вроде временного телецентра. На большом телеэкране было видно, как министр обороны РФ Сергей Шойгу поочередно принимал доклады о сданной продукции у Адмиралтейских верфей, Уральского завода транспортного машиностроения, Комсомольского-на-Амуре авиационного завода и так далее.

КВЗ «выходил в эфир» пятым. Перед экраном и камерой выстроились заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России», генеральный директор ОАО «КВЗ» Вадим Лигай, начальник 639 военного представительства минобороны Анатолий Золин и старший группы приемщиков, заместитель командира эскадрильи по инженерно-авиационной службе военной части 12633 Сергей Ротькин. За их спинами министру обороны открывался вид на летное поле, где на фоне осеннего леса под дождем мокли три «вертушки» Ми-8МТВ-5-1 - именно на их примере казанцы сегодня отчитывались о выполнении гособоронзаказа

Вадим Лигай нашел гигантский резерв в управленческих расходах

Согласно ежеквартальному отчету по стандартам РСБУ, выручка ОАО «Казанский вертолетный завод» взлетела на 43,5% – до 8,3 млрд. рублей. Как выяснил аналитический центр «БИЗНЕС Online», спрос со стороны Индии, Пакистана и США обеспечил не только хорошую выручку, но и рост наценки на бестселлер КВЗ – Ми-17В-5. При этом менеджмент завода сократил на 116 млн. коммерческие расходы, а управленческие расходы с легкостью урезал в 2,6 (!) раза. Впрочем, несмотря на рекордные результаты, акционеры сэкономили и на индексации оплаты труда работников.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КАЗАНСКОГО ВЕРТОЛЕТНОГО ЗАВОДА ВАДИМ ЛИГАЙ НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ ПОЧЕТА

29 октября Президент России Владимир Путин в ходе торжественной церемонии, прошедшей в Екатерининском зале Кремля, вручил генеральному директору Казанского вертолетного завода Вадиму Лигаю орден Почета. Соответствующий указ был подписан в июле 2013 года.

«Я благодарен Президенту и Правительству России за высокую оценку проделанной работы. Эта награда по праву принадлежит всему коллективу Казанского вертолетного завода, — отметил Вадим Лигай. — Это признание заслуг всей российской вертолетостроительной отрасли и стимул для новых свершений в вертолетостроении и достижения более высоких результатов».

«Вертолеты России» поздравляют МАИ с 85-летним юбилеем

За 85 лет своей деятельности МАИ выпустил тысячи высококвалифицированных специалистов. Некоторые из них стали Героями Советского Союза, летчиками-испытателями, академиками, генеральными конструкторами. Среди них Г.Р. Карапетян, Н.П. Бездетнов, А.И. Акимов, Н.С. Павленко. Многие выпускники МАИ сегодня занимают руководящие должности на предприятиях холдинга «Вертолеты России». Так, например, Вадим Лигай уже на протяжении 8 лет возглавляет Казанский вертолетный завод, являясь также в течение последнего года заместителем генерального директора холдинга «Вертолеты России». Окончив МАИ, Вадим Лигай начал свой трудовой путь на заводе в должности инженера-технолога, также отметили в холдинге.

Сам Лигай комментировать информацию отказался. Он сообщил корреспонденту Inkazan, что находится на совещании.

Издание ссылается на собственные источники. Об отставке Лигая слухи ходят не первый год. Говорили об этом на протяжении последних нескольких лет. Заводом он руководит на протяжении почти 11 лет.

Казанские вертолетный завод в последнее время снижает производственные показатели и работает с убытком.

БО пишет, что Лигай, возможно, станет одним из топ-менеджеров холдинга "Вертолеты России", в которых входит КВЗ.

В ноябре 2017 года из квартального отчета ПАО «Казанский вертолетный завод» стало известно, что чистый убыток увеличился до 2,35 миллиардов рублей. По итогам 9 месяцев 2016 года составлял 883 миллиона рублей.

Также снизилась выручка: показатель за январь-сентябрь 2017 года составил 11,3 миллиарда рублей, тогда как в том же периоде прошлого года он равнялся 18,1 миллиарду рублей. Валовая прибыль упала с 7,7 миллиардов рублей в 2016 году до 1,5 миллиардов рублей в 2017 году (данные за 9 месяцев).

За январь-сентябрь 2016 года прибыль КВЗ от продаж составляла 3,7 миллиардов рублей. За тот же период 2017 года убыток от продаж составил свыше 227 миллионов рублей. Напомним, чистая прибыль КВЗ по РСБУ за 2016 год составила 129,9 миллионов рублей.

В сравнении с 2015 годом она упала в 95,4 раза. Выручка за позапрошлый год сократилась до 25,3 миллиардов рублей. В отчете-2016 сообщалось, что падение прибыли произошло из-за снижения реализации продукции.

В позапрошлом году завод продал 54 вертолета. Из них – 41 на внутреннем рынке на сумму в 9,3 миллиарда рублей. Еще 13 машин поставили за рубеж - на 10,1 миллиарда. Как следует из отчета, завод очень сильно ослабил свое присутствие на зарубежных рынках. В 2015 году за границу поставили 37 вертолетов на 32,7 миллиарда рублей. В 2016 году существенно сократилась выручка на рынках Азии, Европы и Африки. В 2015 году на Азию приходилось 33,5 млрд рублей, в прошлом году – всего 5,8 миллиарда. Европа – прошлогодние 5,7 млрд против 14,6 млрд в позапрошлом году. Выручка на рынке Африки снизилась с 4,8 млрд до 24,1 млн рублей. Выросли показатели по Северной Америке – с 21,9 миллиона до 2,5 миллиарда. Добавилась Южная Америка. В 2015 году этот рынок в структуре выручки не фигурирует – 49,6 млн рублей.

Заслуженного казанского вертолетостроителя «уходят», не дотерпев до его 65-летия, но, возможно, теперь он пойдет на повышение

На Казанском вертолетном заводе в эти дни в полушутку разучивают, как по-башкирски будет «здравствуйте» и «до свидания». Коллектив вовсю обсуждает известие: в ближайшие дни ему представят нового гендиректора — Юрия Пустовгарова, экс-главу вертолетостроителей Кумертау. Эксперты «БИЗНЕС Online» затрудняются назвать причины перемен, но не исключают, что Лигай уходит не на пенсию, а в Москву — на должность замгендиректора «Вертолетов России». И это для него не предел...

О причине отставки Вадима Лигая, управлявшего КВЗ почти 11 лет, остается только гадать / Фото: tatarstan.ru

...И ВСЕ-ТАКИ ОН УХОДИТ

Сразу несколько источников «БИЗНЕС Online» накануне сообщили о том, что в ближайшие дни коллективу ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) представят нового генерального директора. Им станет теперь уже бывший управляющий директор АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (КумАПП; как и КВЗ, входит в холдинг «Вертолеты России» — ВР) Юрий Пустовгаров . По версии одного из наших источников, в Казань он заберет также одного из членов своей прежней команды — исполнительного директора КумАПП Ильфира Файзуллина .

«БИЗНЕС Online» предложил пресс-службе КВЗ прокомментировать эту информацию, но там нам ответили, что никакие приказы или иные документы о назначениях не выходили.

Отметим, что разговоры об уходе нынешнего генерального директора КВЗ Вадима Лигая циркулируют не первый год. Обострение слухов произошло в середине минувшего декабря, когда источники «БИЗНЕС Online» сообщили, что главная кандидатура на этот пост — генеральный директор АО «КОМЗ» Сергей Раковец . Наши собеседники утверждают, что он был на собеседовании в ВР, а далее версии расходятся: а) отказался сам; б) не устроил гендиректора ВР Андрея Богинского .

О причине отставки Лигая, управлявшего заводом почти 11 лет, остается только гадать. Да, формально его можно упрекнуть в снижении выпуска вертолетов: в пиковом 2014-м — 107, в 2015-м — 77, в 2016-м — 70, в 2017-м — не более 70 вертолетов. Но ведь и рост был: 2007 год — 35 машин, 2008-й — 58, 2009-й — 65, 2010-й — 80, 2011-й — 93, 2012-й — 98, 2013-й — 103. Да и очевидно, что кризис был запрограммирован многими факторами, в том числе действиями самих ВР.

Сразу несколько источников накануне сообщили о том, что в ближайшие дни коллективу КВЗ представят нового генерального директора. Им станет Юрий Пустовгаров Фото: Ладислав Карпов/ТАСС

«Годы правления Лигая были благополучным периодом для завода, — рассуждает главный редактор отраслевого портала «Авиарунет» Роман Гусаров . — Возможно, были бóльшие ожидания, но... Тем не менее, даже несмотря на отрицательную динамику продаж за последние несколько лет, КВЗ реагировал на требования рынка, в том числе и как разработчик: в прошлом году „Ансат“ получил гражданский сертификат, хорошо пошли его медицинские версии». А вот эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского и отраслевой блогер Евгений Матвеев ,несколько скептичен: «Скорее время Лигая было десятилетием высоких цен на нефть, крупнейших заказов (Индия, США и других), высокого спроса на военно-транспортные вертолеты у третьих стран (из-за угрозы терроризма, активизации военных конфликтов), но и десятилетием напряженного труда коллектива КВЗ. Однако эра высоких цен на нефть закончилась...»

Возможно, мы имеем дело с перестановками административно-интриганского характера, как это повелось в российских руководящих вообще чем-либо кругах. Заводчане обращают внимание и на то, что заслуженного Лигая «ушли», не дождавшись удобного повода — его 65-летия (26 марта), что как-то «не по понятиям».

Евгений Матвеев: «Выстраивается новая система нашего вертолетного хозяйства, меняются взаимоотношения центра и регионов, управляющей компании, разработчиков, производителей, сервисной компании» Фото: Виталий Аньков, РИА «Новости»

Не исключено, что мы имеем дело со спешкой, связанной с выборами президента России и формированием нового правительства. «Дело не в генеральных директорах заводов, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в авиапроме. — Похоже, после выборов грядет большая рокировка руководителей, мы видим ее предтечи».

Как полагает Матвеев, мы просто наблюдаем продолжение кадровых перемен, которые стартовали с приходом Богинского (например, в совете директоров ВР, на Московском вертолетном заводе, фирме «Камов», КумАПП, в Вертолетной сервисной компании). Напомним, что пост гендиректора ВР Богинский занял почти ровно год назад — 31 января 2017 года, перейдя в госкорпорацию с позиции профильного зама министра промышленности Дениса Мантурова . «Выстраивается новая система нашего вертолетного хозяйства, меняются взаимоотношения центра и регионов, управляющей компании, разработчиков, производителей, сервисной компании», — считает эксперт.

ЕСЛИ КАЗАНЬ НЕ ИДЕТ В КУМЕРТАУ, ТО КУМЕРТАУ ИДЕТ В КАЗАНЬ?

Но почему сменщиком назначили именно Пустовгарова? Точных сведений на этот счет нет. Один из наших собеседников предположил, что если уж Лигая решили по каким-то причинам убрать, то потребовалась хотя бы приблизительно адекватная замена: «Ну кто-то же должен быть! А человека с таким опытом в вертолетостроении, как у Лигая, найти сложно».

С марта 2006 по апрель 2011 года — заместитель премьер-министра Башкортостана – министр промышленности, инвестиционной и инновационной политики. Вскоре после прихода Рустэма Хамитова его карьера пошла на спад, но не закатилась — он занял пост президента Торгово-промышленной палаты РБ, избрался депутатом Государственного Собрания РБ.

В декабре 2015 года Пустовгаров вернулся в авиастроение — был назначен управляющим директором КумАПП (это главная должность на заводе). Данный завод специализируется на производстве вертолетов соосной схемы разработки конструкторского бюро «Камов». КумАПП выпускает все типы вертолетов для Военно-Морского Флота России, включая модификации Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Помимо военных предприятие строит гражданские вертолеты Ка-32А11ВС, а также легкий Ка-226Т.

Интересно, что это возвращение Пустовгарова к авиастроительным истокам произошло на волне именно казанской темы. В ноябре 2015 года ВР неожиданно решили присоединить традиционно камовский КумАПП к исконно милевскому КВЗ. Объяснили реформу витиевато — стремлением оптимально распределить объемы производства и ремонта вертолетной техники, оптимизировать систему управления, увеличить выручку и прибыль предприятий и поступления от них в бюджеты Татарстана и Башкортостана. Предполагалось, что объединенная компания будет выпускать «объединенную» продукцию: казанские Ми-8/17, Ми-38, «Ансат» и кумертауские Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ка-31. Но источник «БИЗНЕС Online» тогда объяснил дело элементарным желанием руководства ВР «спрятать» мозолящее глаз убыточное предприятие в недрах сильного завода. К тому же Хамитов тогда фактически обвинил руководство ВР в саботаже загрузки КумАПП и пообещал донести этот посыл до руководства страны.

Как бы то ни было, заявлялось, что Пустовгаров поможет КумАППу органично перейти под управление КВЗ. Соответственно, вряд ли его назначение могло состояться без одобрения, а то и рекомендации со стороны Лигая — им ведь предстояло работать в одной связке-соподчинении.

Сейчас с «шефством» КВЗ не очень-то понятная картина. По данным выписки из ЕГРЮЛ, казанский завод по-прежнему выполняет в КумАПП функции исполняющего органа (поэтому, собственно, Пустовгаров и не гендиректор). Однако на странице завода об этом ни слова, изменились формулировки и в отчетности. В документах за четвертый квартал 2015 года говорится о начале управления со стороны КВЗ, а вот в отчете за четвертый квартал 2016-го формулировка меняется: КумАПП там входит в ту же группу лиц, что и КВЗ. Аналогичная формулировка и в крайнем списке аффилированных лиц за четвертый квартал 2017 года. Источник «БИЗНЕС Online» в правительстве РТ сообщил, что дело просто заглохло. Возможно, попросту изменилась ситуация — если раньше КВЗ и мог кого-то взять на буксир, то теперь у него самого дела швах.

ПОЧЕТНАЯ ОТСТАВКА ИЛИ...

Вероятнее всего, правы были наши эксперты, изначально заявившие, что ВР и сами не понимают, что хотят сделать, объединяя КВЗ и КумАПП. Интересно, что тогда под соусом создания татарстанско-башкортостанского вертолетного объединения Лигая убрали с должности заместителя генерального директора ВР, которую он занимал параллельно с директорством на КВЗ. Тогда сообщалось, что одна из главных причин отставки — «высокая загрузка», а если точнее, «возникновение новых задач по созданию нового промышленного кластера холдинга из двух производственных площадок — КВЗ и КумАПП».

Любопытно, что сегодня мы можем увидеть своего рода обратный процесс. Источники «БИЗНЕС Online» сообщают, что после ухода с КВЗ Лигай будет назначен... заместителем генерального директора ВР. Второй раз в ту же воду? Скорее смахивает на синекуру после почетной отставки. Матвеев полагает, что мы видим результат некоего «размена», и указывает на то, что Лигай такой не первый (недавно в замы ВР назначили исполнительного директора МВЗ им. Миля Михаила Короткевича , а экс-исполнительный директор «Камова» Владимир Макарейкин стал директором ВР по науке и технологиям). «У гендиректора „Вертолетов России“ — 9 замов», — констатирует Матвеев. Да и, можно добавить, возраст у Лигая соответствующий...

Другого мнения придерживается один из источников «БИЗНЕС Online»: «Почетная отставка? Тогда придумали бы должность без полномочий, а здесь — вполне себе полноценный заместитель. Да, 65 лет — солидный возраст, а кругом сейчас стараются ставить молодняк. Но Богинскому (1974 года рождения прим. ред. ), по моему мнению, рановато руководить корпорацией. И потом корпорация не госслужба, там нет ограничений по возрасту. И на разные периоды жизни компании — разные задачи. Есть время, когда у тебя есть продукт и надо повышать продажи, — тогда нужен руководитель, разбирающийся в финансировании, акциях, продажах. А когда нужно создавать новые продукты, необходим производственник. Возможно, сейчас, после чехарды смен высшего руководства холдинга, понадобился именно такой человек. Уже изрядное недоумение вызывают назначения в авиапром экономистов, юристов, социологов».

Здесь стоит сказать, что эксперты давно указывают на то, что холдинг, по сути, не создает нового продукта. Источник отметил, что, по его информации, под сенью «Ростеха» (куда входит ВР) готовится объединение вертолетного холдинга и Объединенной авиастроительной корпорации, то есть, по сути, создается новое министерство авиационной промышленности. Каждый настоящий профессионал на счету. По мнению собеседника, у Лигая есть все шансы стать одной из высших фигур российского вертолетостроения.

Другой наш собеседник напомнил, что Вадим Александрович курировал в ВР ключевые программы холдинга — модернизацию нынешнего модельного ряда и создание новых вертолетов — Ка-62, Ми-171А2, Ми-38, перспективного среднего вертолета: «Не зря тогда Лигая сделали замом по новой технике, хотя тут и имидж КВЗ сыграл как передового завода».

В конце прошлого года на КВЗ работала команда Томаша Навратила, хорошо известного в Татарстане деятельностью по оптимизации производственных процессов Фото: president.tatarstan.ru

И ПРИ ЧЕМ ТУТ ТОМАШ НАВРАТИЛ?

По всей видимости, и Пустовгаров должен придать КВЗ некое ускорение. При нем дело на КумАПП вроде пошло на лад, и в 2016 году завод реализовал продукции на 6,2 млрд, а в 2017-м планировал 13,1 миллиарда. На вид ему можно поставить разве что упущенный индийский контракт на изготовление 60 Ка-226. Изначально их должны были построить именно в Кумертау, но потом заказ достался Улан-Удэ.

Так, может быть, все-таки состоится объединение казанского и кумертауского заводов? В релизе ВР от ноября 2015 года было сказано: «Основные задачи, которые планируется решить при объединении производственных мощностей путем передачи полномочий единоличного исполнительного органа КумАПП и его акций Казанскому вертолетному заводу, — оптимальное распределение объемов производства и ремонта вертолетной техники в 2018–2023 годах».

Впрочем, например, Матвеев уверен, что в ближайшее время объединения КВЗ и КумАПП все-таки не будет, зато он указывает на то, чем могут быть полезны в Казани башкирские управленцы: «В мировом вертолетостроении наступили сложные времена. Производители и разработчики активно ищут новые пути (и мы не исключение). Новые кадры способны на новые решения, в том числе и на непопулярные».

В связи с этим отметим, что, как стало известно «БИЗНЕС Online», в конце прошлого года на КВЗ работала команда Томаша Навратила , хорошо известного в Татарстане деятельностью по оптимизации производственных процессов на КАМАЗе, в Академии наук РТ и в правительстве РТ. По нашим данным, «Торквемаду» на КВЗ прислали «Вертолеты России». Сам Навратил в беседе с «БИЗНЕС Online» подтвердил факт работы своей команды на Казанском вертолетном заводе, но обсуждать подробности не стал. В пресс-службе КВЗ тоже не комментируют приглашение чешского антикризисного менеджера. На заводе между тем поговаривают о грядущей второй волне работы команды Навратила и опасаются сокращения персонала. Не исключено, что в какой-то мере так и будет, однако наш источник, предрекший Лигаю видную роль в новом «минавиапроме», полагает, что Казанский вертолетный получит изрядные преференции по загрузке.

Управляющий директор ПАО «Казанский вертолетный завод»

Родился 8 ноября 1964 года в городе Белорецк, Республика Башкортостан. Имеет высшее образование. Окончил Магнитогорский государственный технический университет по специальности «инженер-металлург» и Уфимский государственный авиационный университет по специальности «инновационный менеджмент».

С августа 1986 года по март 2006 года Юрий Леонидович занимал должности от инженера-технолога до генерального директора «Уфимского моторостроительного производственного объединения». С марта 2006 года по апрель 2011 года г-н Пустовгаров был заместителем премьер-министра Правительства Республики Башкортостан и занимал должности министра промышленности, инвестиционной и инновационной политики, министра экономического развития и промышленности, министра промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан.

С апреля 2011 года по декабрь 2015 года Юрий Леонидович был Президентом Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан. С декабря 2015 года по февраль 2018 года занимал должность управляющего директора АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие». С 6 февраля 2018 года он решением совета директоров Казанского вертолетного завода назначен на должность управляющего директора предприятия.

Г-н Пустовгаров избран депутатом Государственного Собрания Республики Башкортостан. Также является членом Центрального комитета Союза машиностроителей РФ и заслуженным машиностроителем Республики Башкортостан.

Как стало известно "БИЗНЕС Online", генеральный директор КВЗ Вадим Лигай покинул "параллельный" пост замгендиректора "Вертолетов России", на котором он курировал ключевые проекты холдинга. На самом заводе это объяснили "высокой загрузкой". Так что же происходит с одним из флагманов оборонной отрасли Татарстана, лопасти которого вращаются все медленнее, а на шасси навешивают дополнительный груз - башкирский завод КумАПП с миллиардными убытками?

Головные боли Вадима Лигая

С ряда загадочных новостей начинает год ПАО "Казанский вертолетный завод" (КВЗ).

Во-первых, как выяснил "БИЗНЕС Online", генеральный директор КВЗ Вадим Лигай освобожден от должности заместителя гендиректора "Вертолетов России" (ВР). Он был назначен на этот пост 13 ноября 2013 года и курировал ключевые программы холдинга - реализацию вертолетных программ, инновационных проектов, модернизацию нынешнего модельного ряда и создание новых вертолетов - Ка-62, Ми-171А2, Ми-38, перспективного среднего вертолета. Фактически он был вторым лицом в ВР, что, несомненно, укрепляло позиции КВЗ.

В пресс-службе завода информацию подтвердили, сообщив, что Лигай был освобожден от должности замгендиректора холдинга 18 января 2015 года. Одна из главных причин - "высокая загрузка", а если точнее, "возникновение новых задач по созданию нового промышленного кластера холдинга из двух производственных площадок - КВЗ и КумАПП" (ОАО "Кумертауское авиационное производственное предприятие", город Кумертау, Башкортостан).

Во-вторых, на прошлой неделе КВЗ объявил о планах совета директоров завода докапитализировать предприятие путем дополнительного выпуска 100 млн. акций номинальной стоимостью 1 рубль за бумагу. При этом в сообщении указана верхняя граница сделки - 20 млрд. рублей. Размещение запланировано провести по закрытой подписке среди действующих акционеров - "Ростеха", холдинга "Вертолеты России" и "Оборонпрома".

К слову, решение о докапитализации будет обсуждаться на внеочередном собрании акционеров 16 марта. А на следующем внеочередном собрании, 6 мая, будет поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий действующего совета директоров и избрании его нового состава, который может сократиться с 9 до 7 человек.

В-третьих, все это происходит на фоне беспрецедентного для новейшей истории КВЗ падения производства. По данным минпромторга РТ, которые стали доступны после недавней коллегии министерства, объем выпуска продукции на заводе-гордости Татарстана в 2015 году упал аж на 34,8%. На КВЗ эту информацию комментировать не стали, предложив подождать публикации бухгалтерского отчета в марте. Между тем по Казани пошли слухи, что на заводе на этот раз не выплатили привычную 13-ю зарплату, участились трудовые споры, связанные с оплатой труда, и, более того, якобы предприятие и вовсе готовится перейти на трехдневку...

"БИЗНЕС Online" направил запрос по поводу всех трех новостей в адрес "Вертолетов России", но ответа так и не получил.

"Контракт с Индией - единственный выход. если нет, дела будут очень плохи"

Свет на ситуацию пролили источники "БИЗНЕС Online" в отрасли. Один из них указал на то, что в 2015-м КВЗ действительно реализовал рекордно низкое для последних лет количество вертолетов - "не более 80". Напомним, что 2014-й предприятие завершило со 107 машинами и, как заявляло его руководство, в 2015 году намеревалось передать заказчикам 110 вертолетов. По данным источника, главных причин падения - две. Отчасти дело в бюрократии: по ряду причин сместился ряд подписаний документов о приемке, с десяток вертолетов перешел на 2016 год. Но главное - нет новых крупных заказов.

"Причины падения производства на КВЗ (и не только) - это обвал цен на нефть, завершение крупных контрактов с США (на 63 вертолета, завершен в конце 2014 года - прим. авт.) и Индией (на 151 вертолет, о завершении объявлено в начале февраля - прим. авт.), санкции, отказ восточноевропейских стран от российских вертолетов, - констатировал в беседе с "БИЗНЕС Online" эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев, - а также наши внутренние системные проблемы: существующая модель отрасли, которая не способна динамично работать в новых условиях". По мнению Матвеева, падение в 34,8% - явление ненормальное, "но такова реальность", крупных контрактов в 2016 - 2017 годах не предвидится, стартовых коммерческих продаж Ми-38 не видно, т. к. нет покупателей.

"Мы очень надеемся, что контракты с Индией будут продолжены, - отметил источник "БИЗНЕС Online". - Это у нас единственный выход на сегодня. Если нет, дела будут очень плохи". Напомним, в 2015 году сообщалось, что ВВС Индии могут закупить у России 48 вертолетов Ми-17В-5 на $1,1 миллиарда. По мнению Матвеева, вероятность заключения контракта - 50 на 50. "Многое зависит от расклада политических сил в самой Индии, - отметил он. - Решение будет неоднократно откладываться и меняться. Поэтому нам нужно проявить терпение и заботу в виде совершенствования организации послепродажного обслуживания уже поставленных вертолетов".

Эксперты высказывают предположение, что в ближайшем будущем фокус поставок вертолетов придется смещать с экспорта на заказы для российских силовых ведомств и гражданских потребителей. Вот только здесь КВЗ предстоит тяжелая борьба с коллегами из Улан-Удэ. Да и на большие объемы рассчитывать, видимо, не стоит - что-то в пределах пары десятков вертолетов... На внешних же рынках Россию теснит Китай.

"Пока мы здесь бурно занимались показательной деятельностью, Китай сделал хорошие вертолеты, - подчеркнул источник "БИЗНЕС Online". - Да, сегодня он покупает и наши, но это потому, что у него сильно развивается промышленность и он берет вертолеты везде, где только можно, а ведь рано или поздно наш сосед насытится".

Зачем Казань берет Кумертау на буксир?

Что означает на этом фоне докапитализация на сумму до 20 млрд. рублей? Может, Москва решила протянуть заводу руку помощи в непростую минуту? Тем более что только по итогам 2014 года КВЗ выплатил акционерам фантастические 7,8 млрд. рублей. Не связано ли это вливание с каким-либо крупным оборонным проектом, ради которого потребуются капитальные затраты?..

К сожалению, все эти романтические версии развеивает источник "БИЗНЕС Online", который связывает докапитализацию с присоединением того самого КумАПП, ради забот о котором, по версии КВЗ, покинул свой пост в "Вертолетах России" Лигай. Еще в начале ноября 2015 года было объявлено, что в срок до 2018 года полномочия и 100% акций башкирского завода передадут КВЗ. В пользу версии о том, что решено завершить объединение поскорее, говорит и совпадение чисел: верхняя планка докапитализации КВЗ совпадает с объемом активов кумертауского завода - 19,97 млрд. рублей.

Предполагается, что объединенное предприятие будет выпускать "объединенную" продукцию: казанские Ми-8/17, Ми-38, "Ансат" и кумертауские Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ка-31. Реструктуризация объясняется стремлением оптимально распределить объемы производства и ремонта вертолетной техники, оптимизировать систему управления, увеличить (благодаря синергетическому эффекту) выручку и прибыль предприятий и поступления от них в бюджеты Татарстана и Башкортостана. Заявлено, что работы для Кумертау станет больше: там запустят производство деталей и агрегатов для Ми-8, "Ансата" и Ми-38; увеличатся объемы заготовительно-штамповочных, кузнечно-прессовых и агрегатно-сборочных производств; будет создан центр компетенций по производству лопастей из полимеров, а также агрегатов несущей системы вертолетов Ка-52/52К, Ка-62; организовано производство средств наземного обслуживания.

Все это было бы хорошо в тучные годы - если бы КВЗ не успевал отбиваться от заказчиков. Теперь же казанским вертолетчикам, судя по всему, придется делиться объемами с башкирскими. А те, судя по финансовым показателям, на грани краха.

Последние доступные данные - по итогам 2014 года. Выручка КумАПП тогда выросла на 0,2 млрд. рублей, до 3,99 млрд. При этом кредиторская задолженность выросла на 1,93 млрд. рублей - до 4,78 млрд. А чистый убыток - в 2,5 раза, с 1 млрд. рублей в 2013 году до 2,52 млрд. в 2014-м. Вряд ли за 2015 год, учитывая общую ситуацию, положение завода сколько-нибудь заметно улучшилось.

Как Рустэм Хамитов наехал на "Вертолеты России"

Каким же образом КВЗ был втянут в этот мезальянс? Ситуацию прояснил еще один источник "БИЗНЕС Online" в отрасли: "Смысл такой. Ребятам, которые образовали нынешние мегахолдинги, типа "Вертолетов России", Объединенной двигателестроительной корпорации (напомним, оба холдинга входят в Ростех, которым руководит Сергей Чемезов - авт.), не хочется иметь в своих отчетах предприятие, которое из года в год тянет всех назад. Поэтому его надо "спрятать". Куда? Особо некуда. Вот и решили присоединить к успешному заводу... Дела в Кумертау обстоят весьма плохо, и пытаться скрывать это становится уже нехорошо. Люди из года в год берут бюджетные деньги, вкладывают туда, а результата нет, хотя, в принципе, у завода все должно быть нормально - перспективный заказ как бы есть (имеются в виду планы по совместному с Индией выпуску от 120 до 600 вертолетов Ка-226Т - авт.). Словом, объективных обстоятельств к тому, чтобы дела шли так, как они идут, нет..."

Также наш собеседник обращает внимание на лоббистские усилия главы Башкортостана Рустэма Хамитова, который якобы обещал поставить вопрос по поводу многолетнего ничегонеделания "Вертолетов России" перед Путиным: "Фактически он их и напугал".

В августе 2013 года Хамитов действительно публично обвинил "Вертолеты России" в убытках КумАПП из-за отсутствия заказов. Судя по репортажам башкирской прессы, высказывания Хамитова о "Вертолетах России" были весьма экспрессивными: "Я неоднократно с ними встречался, слышал много красивых обещаний, но пока той динамики, которая нам была нужна, мы не наблюдаем... Нас долгое время "Вертолеты России" вводили в заблуждение со строительством центра композитных материалов. Мы даже сгоряча сообщили на всю страну о том, что в Кумертау планируется строительство такого центра композитных материалов... Год прошел - тишина, ничего нет, одни обещания. Лапшу на уши можно вешать, но не так долго, и мы тоже понимаем и разбираемся в кое-каких вещах". Тогда Хамитов пообещал доложить обо всем вице-премьеру Дмитрию Рогозину и жестко поговорить с руководством "Вертолетов России"...

В свою очередь, Матвеев считает решение о присоединении Кумертау к КВЗ результатом интриг в холдинге и продолжением "перетягивания одеяла" в отрасли (вспомним, например, какие легенды ходили о "теплых" отношениях КВЗ и Улан-Удэнского вертолетного завода). Поэтому все заявленные сегодня задачи слияния он считает только ширмой: "Сами организаторы еще не знают, чем будет заниматься КумАПП после объединения. И никто не знает".

Что все это означает для самого Вадима Лигая? С одной стороны, вывод из "политбюро" "Вертолетов России", как ни крути, аппаратное понижение. В экспертных кругах в связи с этим даже пошли пока что кажущиеся дикими слухи о его уходе из вертолетной отрасли... в правительство РТ.

С другой стороны, можно говорить, наоборот, о ставке на Лигая и его команду как на "палочку-выручалочку". Тем более, что такие качества команда КВЗ за последние два десятилетия демонстрировала не раз. Кстати, с присоединением КумАПП на Лигая ложится и ответственность за вышеупомянутый индийский контракт на Ка-226, от четкости и качества выполнения которого, как уверяют, во многом будет зависеть будущее российских вертолетов на важнейшем для них азиатском рынке. Словом, если Лигаю удастся осушить башкирское "болото", превратив КумАПП в цветущее предприятие, его позиции, безусловно, усилятся. А нет - так нет.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...